ВЫ РЕШИЛИ ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ
Параплан - удивительный летательный аппарат. При весе всего комплекта снаряжения 15-20 кг (параплан, подвесная система, запасной парашют, шлем, прибор и т.д.) он позволяет взлетать с небольшого склона и, при наличии определенных погодных условиях, парить в небе часами. При этом вы сами будете определять направление, высоту и скорость полета. Когда же вам надоест летать или вы увидите подходящую площадку для посадки-вы можете завершить свой полет мягким приземлением. Сама же подготовка к взлету и сворачивание параплана после полета занимает порядка 5 минут. Что же надо, чтобы все именно так и было?
Здесь я попытаюсь высказать несколько советов для начинающих пилотов.
1) Сначала ознакомьтесь со всей доступной вам литературой и профессиональными видеоматериалами по парапланеризму. Рекомендую небольшую, но очень полезную книгу Зигмунта Френкеля - "Введение в параглайдинг".
2) Обязательно пройдите обучение у опытного инструктора, а еще лучше - в парапланерной школе. Не доверяйте людям, которые берутся научить Вас летать за один день. И ни в коем случае не обучайтесь самостоятельно! Помните, что лучше потратить некоторые деньги на обучение, чем потом на лечение!
3) Строго соблюдайте правила пилотирования в воздухе (расхождение парапланов, двигающихся на встречных курсах; правила входа в термальный поток, когда там уже кто-то крутит спираль и т.п.). Если вы пренебрегаете правилами полета вблизи других людей, парящих в воздухе, вы рискуете не только своей, но и их жизнью. Первое и главное правило воздушной дороги гласит: если только вы не знаете лично другого пилота и не уверены полностью, что он знает правила и подчиняется им ПРЕДПОЛАГАЙТЕ, ЧТО ОН НИЧЕГО О НИХ НЕ ЗНАЕТ И ПРЕДОСТАВЬТЕ ЕМУ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО.
4) Никогда не летайте в одиночку-о вашем полете кто-то обязательно должен знать (на соревнованиях это "РП"- руководитель полетов).
5) Не пытайтесь начинать летать на параплане, класс которого не соответствует вашему опыту и знаниям ("Standard"-для начинающих и пилотов выходного дня, "Performance"- для "продвинутых" пилотов, "Competition"-для опытных спортсменов). Неоправданная амбициозность (а иногда просто глупость) очень часто приводит к летным происшествиям.
6) Внимательно наблюдайте за погодой - она может резко поменяться. Не летайте в "рваную" погоду - удовольствия вы не получите, а проблем схлопотать можете. Если вы видите, что более опытные пилоты не стартуют - значит это тем более не ваш "звездный" час.
7) Не бравируйте полетами без защитного шлема, так как это точно глупость (как в прочем и полеты без запасного парашюта). И то, и другое придумали умные люди (за что им огромное спасибо). О запасном парашюте отдельный разговор. Во-первых, регулярно его переукладывайте (естественно ни с места на место!). Во-вторых, обязательно проконсультируйтесь у опытных пилотов о правилах использования "запаски"(особенно о ваших действиях после раскрытия запасного парашюта: как "погасить" купол параплана, чтобы он не встал с запасным парашютом в "колокол"; как лучше сгруппироваться перед приземлением и т.д). Помните, что иногда применение запасного парашюта может только осложнить ситуацию в полете.
8) После посадки обязательно сразу сверните купол параплана, так как разложенный на земле купол - это сигнал находящимся в воздухе пилотам о том, что с вами что-то произошло.
9) Обзаведитесь портативной радиостанцией при первой возможности-вещь незаменимая и на соревнованиях, и при обучении. Советы опытных пилотов (находитесь ли вы в воздухе или еще на земле) бывают просто неоценимы.
10) Помните, что большинство летных происшествий с травмами и увечьями происходит в моменты взлета или посадки. Поэтому особенно внимательно относитесь именно к этим моментам полета.
11) При любой возможности тренируйтесь. Даже в сильный ветер не помешает на ровном месте потренироваться управлять куполом, находясь на земле.
В заключение этого раздела - слова Зигмунта Френкеля: "Пожалуйста, помните всегда, что, обучаясь самостоятельно, вы получаете сведения от очень некомпетентного инструктора. Основные правила параглайдинга усваиваются легко и быстро, но требуются большие знания, осторожность и зрелость, чтобы сделать спорт навсегда безопасным и радостным. Захватывающая красота параглайдинга с вами с самого начала. Безопасность и уверенность требуют большого времени."
ГДЕ И КАК НАДО ПОКУПАТЬ ПАРАПЛАН
Для этого надо вспомнить известные пословицы: "Семь раз отмерь, один раз отрежь" и "Скупой платит дважды". В применении к нашей теме это надо понимать следующим образом...
1) Какого класса параплан надо покупать? Если вы хотите иметь надежный параплан для полетов в свое удовольствие и опыт пилотирования у вас небольшой - не задумываясь покупайте аппарат только класса "Standard". Все остальные аппараты скорее всего не для вас. Если же у вас опыт уже достаточный - я вам советовать не буду.
2) Вечный спор пилотов: что лучше импортный купол или купол отечественной компании? Мое мнение - покупать лучше отечественный купол известной компании. Во-первых, это выходит немного (а иногда значительно) дешевле. Во-вторых, солидная фирма-производитель дает гарантию на параплан ( а это важно, когда вы его ненароком подпортили - ну, например, посадкой на дерево). При этом надо понимать, что импортный параплан вы уже так отремонтировать не сможете - схем и параметров параплана западная фирма-производитель при продаже часто не предоставляет (а любой неквалифицированный ремонт резко снижает летные характеристики параплана).
3) Покупать сертифицированный параплан или любой другой? Покупать можно только сертифицированный по международным стандартам параплан - это гарантия качества и его летных характеристик. На момент написания этого материала единственной российской фирмой-производителем таких парапланов являлась компания "ПарААвис" (парапланы "Танго-28" и "Корвет" сертифицированы во Франции по классу "Standard" системы AFNOR).
4) Покупать новый параплан и б/у? Мое мнение, что покупать, конечно же, лучше новый. Только в этом случае вы имеете 100% гарантию соответствия его реальных летных характеристик данным, объявленным производителем в документации. Помимо этого вы можете заказать параплан с площадью крыла, соответствующей вашему весу, а так же выбрать нужную вам расцветку купола. Покупать же б/у параплан можно только у хорошего вашего друга или знакомого - только тогда вы можете знать об условиях хранения и эксплуатации параплана, дате его "рождения" и прочих важных для вашего здоровья и жизни "мелочах". Все остальные варианты покупки б/у параплана чреваты непредсказуемыми последствиями...
5) Покупать параплан из ткани "Gelvenor" или ткани типа "Лаке"? С точки зрения летных характеристик парапланы из ткани "Gelvenor" превосходят парапланы из ткани типа "Лаке". Но с точки зрения цены парапланы из ткани типа "Лаке" почти в два раза дешевле парапланов, произведенных из "Gelvenor". Здесь смотри начало статьи...
6) Покупать все сопутствующее снаряжение (подвесная система, запасной парашют и т.д.) в одной или в разных фирмах? Ответ напрашивается сам собой - купив запасной парашют одной фирмы, вы возможно не сможете разместить его в подвесной системе другой фирмы... Помимо этого, покупая все снаряжение в одной фирме вы вправе рассчитывать на скидку, а это экономия денежных средств.
И в заключение - свое особое мнение. Параглайдинг - это большой риск и достаточно большие финансовые затраты (весь комплект снаряжения стоит около 2000 вечнозеленых долларов). Тем не менее не советую вам экономить - купив б/у параплан или запасной парашют вы потенциально увеличиваете и без того огромный риск. При этом проверить качество б/у техники практически не возможно, а это значит достаточно нескольких подгнивших строп или ниток, и амба, кина не будет...
|