ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПАРАПЛАН?
Вообще-то параплан на Западе, откуда он прилетел к нам, называется параглайдер, а парапланеризм - параглайдингом. Но главное понять его суть. Параплан - это летательный аппарат сверхлегкой авиации. Он сделан в виде крыла, которое позволяет пилоту планировать в воздухе часами, пролетая десятки, а то и сотни километров. Парапланеризм - один из самых интересных и популярных видов спорта и активного отдыха. По парапланеризму проводятся Чемпионаты Европы и Мира. Летом 1999 года состоялся очередной Чемпионат мира по парапланеризму в Австрии. В июле 1999 года состоялся Чемпионат России по парапланеризму, в августе в Алма-Ате состоялся Чемпионат Содружества по парапланеризму. Достижения в этом виде спорта впечатляют: высота - около 6 км, дальность перелета - больше 300 км, скорость - более 50 км/час. Парапланеризмом увлечены десятки тысяч людей в разных странах мира, он стал главным видом отдыха и развлечений на горных и морских курортах. Все более популярным парапланеризм становится и на российских курортах, прежде всего в Крыму и на Кавказе. Началась история парапланеризма в 40-х годах с изобретения планирующего парашюта прямоугольной формы, похожего на крыло самолета, которое надувалось встречным воздухом через отверстия на передней кромке. Однако, несмотря на схожесть парашюта и параплана, нельзя сказать, что они братья -близнецы . Это и подтверждает история их развития. Поначалу парапланеризм развивался на воде - водными лыжниками и на земле с помощью буксиров и лебедок. Лишь недавно в 80-х годах во французских и швейцарских альпах появился "ножной" парапланеризм - пилоты начали стартовать на параплане, сбегая на ногах с холмов или гор. В последнее время появился и мотопланеризм - у пилота (как у Карлсона) за спиной работает легкий мотор с толкающим винтом, который огражден решеткой. Есть и "комфортабельные" парапланы с мотором, где винт установлен на авиационной кабине с амортизаторами и колесами.
АНАТОМИЯ ПАРАПЛАНА
Параплан состоит из купола, своего рода надувного крыла, сшитого из цветной тонкой, легкой, но очень прочной беспористой ткани - нейлона (в отличие от пористой парашютной). Для изготовления парапланов используется несколько видов тканей: отечественная - Лаке (болонья со специальной воздухонепронецаемой пропиткой), импортные - Гельвинор и Каррингтон. Лаке тяжелее импортных тканей и до недавнего времени широко использовалась для пошива куполов, но сейчас вытесняется более легкими и более долговечными импортными тканями. Площадь купола параплана обычно 20 - 30 кв. метров. Купол состоит из верхней и нижней поверхностей, соединенных вертикальными нервюрами, которые придают форму сечению крыла, разделяя его на секции. Они открыты спереди на передней кромке. В нервюрах есть отверстия, которые помогают равномерному распределению воздушного давления внутри. Несколько конечных секций крыла называются "ушами" (отсюда и парапланерное выражение "хлопать ушами"). Множество строп, соединяющих купол с сидением пилота, распределяют его вес по всей поверхности крыла и сохраняют его форму. Дополнительные стропы присоединены к левой и правой частям хвостовой кромки и заканчиваются двумя петлями - клевантами (петлями управления). С их помощью пилот управляет парапланом. Тянешь левую петлю - поворачиваешь налево, правую - направо. Натягиваешь обе стропы - замедляешь полет или тормозишь для более мягкой посадки. К стропам также присоединены лямки (свободные концы), к которым крепится подвесная система типа парашютной или в виде сиденья пилота. Бывают подвески типа лежака, позволяющие откинуться назад в полете. Они увеличивают комфорт и уменьшают сопротивление, но в таких лежаках ваши колени и ботинки перекрывают Вам прекрасные виды спереди. Есть сидения с подножкой, а также со встроенной защитой спины. Защитный экран может быть присоединен и к сидению. Кроме того, к подвесной системе крепится или встраивается "запаска" - спасательный парашют, который в случае опасности можно открыть на высоте не менее 50 метров над землей. Все это весит примерно 12-15 килограммов, плюс шлем парапланериста, и умещается в специальный рюкзак или спортивную сумку. Чтобы поднять параплан в воздух, нужны всего лишь небольшое возвышение и несильный ветер. Раскладка параплана занимает около 5 минут. При определенной тренировке совсем несложно поднять параплан над головой и, пробежав несколько шагов, полететь над землей... Как видите, параплан самое легкое во всех отношениях и самое простое крыло, способное дать вам новое неописуемое чувство парения над землей, ощутить неземной кайф, осуществить вашу мечту о полете. Ученые утверждают, что все люди явно или тайно мечтают летать. Кстати, гениальный ученый и художник Леонардо да Винчи, предвидевший и парапланеризм, писал: "Раз испытав полет, твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем". Куда смотрит настоящий пилот, выходя из дома на улицу? Конечно же, в небо. Он смотрит на облака, птиц, деревья, автоматически оценивая "летную погоду" и чувствуя себя неотделимой частью этот бескрайнего, таинственного и манящего неба... Но вернемся на землю. Параплан еще хорош и тем, что он самый недорогой, всесезонный вид воздухоплавания, следовательно, доступный многим желающим летать. Кстати, летать на парапланах могут не только представители сильного пола, но и женщины, и даже дети. Что касается опасности парапланеризма, статистика утверждает, что он не опаснее автомобилизма. К тому же параплан готовится к полету всего несколько минут, и, в отличие от дельтаплана, аэростата или самолета, не требует от пилота ни команды, ни специального транспорта, ни ангара... Единственно, что всегда требует параплан от пилота - это его умения, высокой культуры и трезвой головы, и в прямом, и в переносном смысле. Пилот параплана в полете должен быть и штурманом, и техником, и метеорологом. Именно поэтому парапланеризм - самый простой, доступный для большинства, но культурный вид спорта и отдыха так популярен в высокоразвитых странах мира (и непопулярен в неразвитых). Есть надежда, что с развитием культуры спорта и отдыха в России парапланеризм как самый демократичный вид воздухоплавания широко распространится и у нас. А пока что парапланеризм в России делает первые шаги.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПАРАПЛАНЫ?
Существуют сотни различных модификаций парапланов, и с каждым годом появляются новые и новые модели. Фирмы-производители парапланов пытаются удовлетворить все возрастающие запросы быстро растущей армии парапланеристов. Но все парапланы оцениваются по результатам 17 тестов на четыре класса. Первый класс парапланов (standard) - для первого года обучения или для первых 100 полетов, планирующее соотношение параплана 5:1 (расстояние полета к высоте взлета). Этот класс парапланов наиболее простой, безопасный, прощающий ошибки начинающих пилотов и самостоятельно приходящий в норму после складывания или так называемого "схлопывания" купола согласно жестким нормам сертификации. В полете парапланы этого класса просты в обращении, но не обладают столь высокими летными качествами, как спортивные модели. Используются пилотами, летающими ради удовольствия по выходным. Второй класс парапланов (performance) - промежуточный, он требует определенного опыта пилота. Но еще не обладает летными качествами спортивных парапланов. В случае частичного или полного "схлопывания" купола параплан восстанавливает свою форму самостоятельно или в результате одного единственного правильного действия пилота. Парапланами второго класса управлять сложнее, их цена выше. Парапланы этого класса предназначены для пилотов, которых уже не удовлетворяют летные характеристики аппаратов класса "стандарт", но еще не готовых к полетам на более сложных спортивных парапланах. В основном они используются пилотами, летающими регулярно. Третий класс парапланов (competition) - для профессионалов и спортсменов. Эти парапланы обладают самыми высокими летными характеристиками и позволяют летать долго и на большие расстояния, что необходимо для спортивных соревнований. Третий класс парапланов требует мастерства и целого набора четких действий пилота в случае "схлопывания" купола во время полета. Четвертый класс парапланов (biplace) - с подвесной системой для полетов вдвоем. У этих парапланов необычайно большой по площади купол. Пилотами таких парапланов являются только инструктора. Пассажиром может быть любой человек - даже ребенок.
МОТОПАРАПЛАНЫ
Еще один класс парапланов - моторизированный. Соединение мягкого крыла и легкого двигателя позволяют получить сверхлегкий летательный аппарат с уникальными полетными характеристиками. Однако здесь подойдет не любой купол, нужно устойчивое крыло класса "Standard". На параплане с мотором вы можете взлетать буквально с пятачка и летать более трех часов, пока бензин не кончится. И продолжать полет уже с выключенным двигателем. Кстати, в любой момент вы можете выключить двигатель и насладиться свободным полетом в тишине, а потом снова включить его. Вся система сконструирована таким образом, чтобы ваши полеты были безопасными и приятными, чтобы вы чувствовали себя то птицей, то Карлсоном... Парамоторные системы крепятся на консоли или к подвеске и могут использоваться не только для удовольствия и активного отдыха. Они используются и как средство патрулирования лесов, газо- и нефтепроводов, рыбных и охотничьих хозяйств. Никакой другой летательный аппарат не может сравниться с парамотором по простоте и дешевизне в эксплуатации. Одним из самым популярных в России импортных мотопарапланов является французский "Adventure F-3". Его цена в зависимости от комплектации - от 4500 до 5500 долларов. Дешевле - итальянские "Power" разных модификаций. Среди отечественных популярны парамоторы с немецким двигателем Solo 210 ($3200) и более мощным японским "Zenoah" ($3950). Для "питания" парамоторов применяется 95-й бензин в смеси с маслом. Средний вес парамотора - 25 килограммов. Шумят они несильно - 55-60 децибел. В России фирма "ПарААвис" производит единственный в мире парамотор, имеющий титановую раму и ограждение. Титан, как известно, обладает весом алюминия и прочностью стали. Такая конструкция дает возможность легкого старта, обеспечивая в тоже время высокую пассивную безопасность и долговечность. Падения при неудачном старте или посадке не оставляют никаких следов на парамоторе, кроме малозаметных царапин. Цена такого мотора вполне умеренна 3400 долларов.
БОЛЬШИЕ ПАРАПЛАНЫ-ДЛЯ БОЛЬШИХ ПИЛОТОВ
Очень важно выбрать параплан подходящего вам размера. От этого зависит, как он будет летать. Парапланы бывают маленькие, средние и большие по размеру. Большие - для больших и тяжелых пилотов, маленькие - для маленьких, желательно весом не менее 40 килограммов. Фирмы-производители обычно дают рекомендации для начинающих пилотов при покупке парапланов. Величина нагрузки на крыло определяется отношением полного полетного веса(пилот плюс купол плюс подвеска) к площади крыла, и выражается в кг/м.кв. Ее оптимальная величина равняется примерно 3,1 кг/м.кв. У производителей парапланов существует также таблица соответствия размера купола и веса пилота. К примеру, если у вас небольшой вес и вы выберете большой купол, то будете летать медленнее, лучше набирать высоту, но в условиях турбулентности параплан будет вести себя, мягко говоря, недружелюбно. При большом весе и с маленьким куполом параплан полетит быстрее, но хуже будет парить. Выбрать нужный размер параплана (или подобрать балласт от 5 до 30 литров воды - он представляет собой герметичный пластиковый пакет), особенно если вы начинающий пилот, вам поможет инструктор по парапланеризму.
КАК КУПИТЬ ПАРАПЛАН
Есть несколько способов покупки параплана, в том числе и в рассрочку. Можно найти объявление в газете о продаже параплана и купить дешево "кота в мешке". Можно найти рекламу фирмы-производителя парапланов и купить крыло у них или у их дилеров. Наконец ,можно прийти в клуб по парапланеризму и там, посоветовавшись с инструктором, купить параплан. Кстати, в некоторых клубах после покупки параплана предоставляется бесплатное первоначальное обучение. Совет для начинающих пилотов - не торопитесь с покупкой параплана. В клубе, где вас будут учить летать, не обязательно иметь свой параплан, обычно предоставляется испытанный учебный аппарат клуба, а уже после обучения вам проще будет выбрать купол по умению и по душе. Кстати, поначалу параплан можно будет взять в аренду или купить в партнерстве с другом или коллегой, с которым вы вместе учились летать в клубе. Не обязательно сразу покупать и новый параплан. Бывший в употреблении параплан может быть в хорошем состоянии. При покупке параплана требуйте его документы: сертификат и гарантию. Единственной гарантией несертифицированного отечественного параплана является его тщательный облет опытным пилотом. За рубежом покупатели даже сертифицированных новых моделей парапланов настаивают на испытательном поднятии купола. Никогда не покупайте летательный аппарат у сомнительных лиц, даже по дешевке у пилотов это не принято... Самые дорогие парапланы, продающиеся в России, конечно же, импортные. Это австрийские парапланы фирмы Nova, японские Up, английские Airwave, израильские APCO, корейские Edel. Их цена - от $2000 до $5000, в зависимости от класса и модели. Чешские парапланы MAС, Stratos, Gradient, Pegas чуть дешевле. Производство отечественных парапланов в России началось не так давно по сравнению с Западом, но уже есть парапланы международного класса. Так, недавно крупнейшим отечественным производителем парапланов "ПарААвис" запущен в серию новый параплан "Корвет 28", успешно прошедший во Франции сертификацию по системе AFNOR на категорию "Standard". На сегодняшний день это параплан с самым большим в мире удлинением (5,56) в своем классе. "Корвет 28" привлекателен и для "чайников" и для профессионалов, желающих полетать ради удовольствия. Его цена - $1450. Среди отечественных фирм-производителей - "ASA" и "Аэрос" (Украина). Есть и другие небольшие фирмы, изготавливающие парапланы кустарным способом, и не всегда в соответствии с технологиями, необходимыми для производства летательных аппаратов пусть сверхлегкой, но авиации. Стоимость отечественных парапланов из импортной сертифицированной ткани колеблется в зависимости от класса от $1100 до $1700 у известных фирм-производителей. У "левых" производителей можно купить и дешевле. Парапланы из отечественной ткани стоят еще дешевле, б/у отечественный параплан стоит от 100 до 800 долларов, в зависимости от состояния, возраста и модели, импортный б/у параплан может стоить в несколько раз дороже. Подвесная система параплана обычно продается отдельно, ее желательно примерять на себя, а затем покупать. Ее цена зависит от типа подвесной системы и защиты (в том числе подушки типа "air bags" - воздушные подушки наподобие тех, которые применяются в автомобилях). Так недавно швейцарская фирма, производящая "air bags", выпустила новый комбинированный протектор, состоящий из воздуха, "пенки" (пенополиэтилен) и жесткой спинки. Все это должно демпфировать удар до 11,8 g. Спасательный парашют для парапланериста стоит $300 - $400 в зависимости от модели. Даже если он вам никогда не пригодится, он всегда будет успокаивать душу в полете. Если вы собираетесь летать выше 50 метров над землей - эта "запаска" необходима. В случае крайней необходимости она обеспечит хотя и не комфортное, но безопасное приземление. Для переноски параплана необходимо купить также специальный рюкзак парапланериста. Его цена в зависимости от фирмы и "наворотов" - от $50.
ХРАНИ МЕНЯ! ТВОЙ ПАРАПЛАН
Рюкзак с парапланом занимает немного места, поэтому хранить его лучше дома. Температуры выше плюс 50 градусов и ниже минус 15 градусов разрушают ткань купола. Разрушает ткань и ультрафиолетовое излучение солнца (достаточно 300 часов пребывания купола на солнце). Поэтому сразу после полета желательно закрывать купол от солнца. А после дождя его необходимо высушить. Хранить его мокрым нельзя. При длительном хранении купол желательно проветривать, а перед укладкой его в рюкзак необходимо тщательно вытряхнуть его от пыли, грязи и насекомых, которые, оставаясь в ткани купола, прогрызают в ней дырки. Стирать параплан можно только водой, без мыла и порошков. При приземлении следите, что бы параплан не падал на землю воздухозаборниками, что приводит к резкому скачку давления внутри купола, ослабляя ткань и швы. Опытные парапланеристы проверяют сохранность купола следующим способом: вначале осматривают целостность ткани, особенно около швов, пробуют ткань на разрыв, а затем приложив ткань к губам пытаются дунуть сквозь нее. Если ткань продувается насквозь (то есть разрушена воздухонепроницаемая пропитка), этим куполом пользоваться опасно. Обычно купол служит несколько лет при бережном отношении к нему. Что касается "запаски" - ее надо проветривать раз в сезон, чтобы не слипалась ткань.
ЧТО НОСЯТ ПАРАПЛАНЕРИСТЫ...
Для того, чтобы летать на параплане, необходимо прежде всего иметь защитный шлем, лучше всего специальный. Он отличается от других шлемов тем, что у него открыты уши, для того, чтобы слышать купол и зуммер вариометра - основного прибора парапланериста. Зимой во время полетов шлем не только защищает голову, но и служит шапкой. Кстати, если в дождь не летают, то зимой несильный снегопад - парапланеристам не помеха. Как одеваются парапланеристы? Существуют самые различные костюмы парапланеристов, к примеру, типа армейских, или фирменные цветные комбинезоны. Их цена - от $100 до $300, $100 стоит наш - красноярский. Главное требование к костюму пилота - чтобы в нем было удобно, не слишком жарко или холодно на земле и в полете. Одежда парапланериста должна "дышать". Для начинающих пилотов можно посоветовать туристическую одежду, она легкая, прочная и недорогая по сравнению в фирменными импортными комбинезонами. К примеру, с итальянскими, стоимость которых $240. Главное требование к обуви парапланериста - она должна иметь прочную, толстую подошву и облегать голеностопный сустав. В идеале это импортные туристические ботинки - так называемые "вибрамы", или наши десантные ботинки. Наши - недорогие, импортные - от $100 до $250. За рубежом существуют даже ботинки с противоударной подошвой. Не рекомендуется летать в кроссовках. А в кедах летать просто запрещается. Тонкая и мягкая резиновая подошва кедов на только не защищает ноги при сильном ударе о землю или камни, но и скользит при разбеге по влажной траве. Кожаные перчатки не являются обязательным атрибутом экипировки парапланериста, но, как подсказывает опыт, очень полезны. Они защищают руки от холода зимой или в длительных полетах, от царапин при падении. В них не режутся пальцы о тонкие стропы при переноске купола. Но перчатки должны быть тонкими, чтобы пальцы хорошо чувствовали ручки управления.
ГДЕ НАУЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ?
В мире существуют сотни клубов и школ парапланеризма, как для взрослых, так и для детей. В России их пока немного - в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Красноярске, Новокузнецке, Барнауле, Машге, Туапсе, Ахтубинске, на Алтае, Камчатке, Сахалине, Магадане... . Возникают новые клубы там, где есть энтузиасты парапланеризма. Учебный курс состоит обычно из пяти летных дней (по 4-5 часов) и 12 часов теории (основы аэрологии, метеорологии и аэродинамики). Учеба стоит в среднем по $100 - $200. А со своим парапланом - на треть дешевле. После окончания учебы начинающему парапланеристу присваивается 3-й спортивный разряд, звание "Пилот-любитель" и выдается соответствующее удостоверение и летная книжка. Следующие степени парапланериста - 2, 1 разряды, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и мастер спорта международного класса (правда, такого у нас еще нет). В международной системе квалификации пилотов-парапланеристов существуют следующие ступени: PARAPRO-1 для закончивших начальный курс обучения и так далее до PARAPRO-5 для пилотов, летающих по так называемым маршрутным полетам. К примеру, Норвежский клуб парапланеризма разработал и предлагает всем пилотам свою международную пятиступенчатую систему обучения пилотов с вручением международной карточки "IPICARD". Сертифицированное обучение за рубежом практически по такой же программе, как и у нас, стоит значительно дороже, чем у нас - от 2 до 5 тысяч долларов. Дети могут обучаться полетам на параплане и летать на них с 10-12 лет, хотя встречаются и более младшие "юнги". В мире существуют десятки различных учебных пособий по парапланеризму, книг, журналов и учебных фильмов. В России уже переведены некоторые из них, есть и свои, отечественные, выходит несколько журналов по парапланеризму. Познакомиться со всем этим можно в парпланерных клубах.
ГДЕ И КАК МОЖНО ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ?
Параплан - это летательный аппарат и посему подчиняется воздушному Кодексу нашей страны. Кроме этого, существует масса официальных и неофициальных региональных инструкций, касающихся полетов сверхлегкой авиации в регионах, с которыми вас обязательно ознакомят в клубах по парапланеризму. Так что летать на параплане там, где хочется - не выйдет. Или получится, но только один раз. У спортсменов-парапланеристов есть и свои летные инструкции. За рубежом летать на параплане без ограничений можно тоже не везде. Проще летать во Франции, Чехии, Словакии и Венгрии, правда, если у вас есть страховка "третьей стороны". А в Германии и Австрии очень строгие правила полетов на парапланах, у каждого парапланериста над Германией обязательна должна быть немецкая лицензия. У каждого клуба парапланеристов в России есть свои зоны полетов, так называемые дельтадромы. В Москве это Сходненский дельтадром у Трикотажки. В Подмосковье их несколько. Важно знать, где никогда нельзя взлетать и летать на параплане, и где нельзя даже разворачивать купол. Кстати, ветер способен за несколько секунд поднять параплан с пустой подвеской в воздух и без участия пилота. С помощью ветра и без пилота параплан может летать достаточно долго. Тому были примеры. Итак, где нельзя летать? Никогда нельзя летать в окрестностях аэродромов. Никогда нельзя летать при плохой видимости, рядом с облаками и линиями электропередач. От них всегда надо держаться подальше. Наконец, никогда нельзя летать в плохом настроении. Вот, кстати, типовое настроение пилота параплана, точно выраженное одним из известных западных пилотов: "Мои руки играют клевантами небесную симфонию, я сливаюсь с пространством. Присутствую при родах маленького прелестного кумулуса, а затем просто скольжу посреди этой амальгамы воздушного моря, примеряющего все новые и новые наряды. Мои радость и волнение готовы затопить Землю. Конечно же, Бог сотворил параплан!.."
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ПАРАПЛАНЕРИСТОВ
Существуют правила расхождения парапланов в воздухе. Самое главное правило безопасности - ваши действия должны быть понятны окружающим пилотам. Правила преимуществ таковы, преимуществом пользуется аппарат, имеющий меньшую свободу маневра, например тот, кому труднее. Правила расхождения с другими летательными аппаратами - расходиться левыми бортами, пилот должен всегда доворачивать вправо. Нельзя обгонять сзади, нельзя пересекать спирали других аппаратов. Необходимо держать дистанцию в 50 метров. И любопытно, что все эти правила соблюдают все парапланеристы, независимо от стажа и "крутизны". О "беспредельщиках" - испытателях парапланов, которые складывают купола над землей, крутят "мертвые петли" и прочие безобразия, разговор особый, и задачи и правила у них совсем другие...
А ЧТО ПРИБОРЫ?
Самым необходимым прибором парапланериста является вариометр. Этот прибор определяет скорость изменения высоты полета, вернее, с какой скоростью вы теряете или набираете высоту. Цены на вариометры различны - российские или украинские - $100, немецкие или швейцарские - от $250 до $600 в зависимости от модели. В настоящее время все более широкое применение у парапланеристов находят приборы GPS (Global Positioning System), с их помощью можно ориентироваться по навигационным спутникам. Имея минимальные габариты и вес, такой прибор может определить координаты на местности с точностью до нескольких десятков метров. Этот прибор очень полезен на соревнованиях и в длительных полетах над малознакомой местностью. Он не очень дорог - от $240 до $600. Постоянными спутниками парапланериста являются также географическая карта, компас и фотоаппарат, с помощью которого пилоты- спортсмены фотографируют сверху точки маршрутных полетов. Еще один спутник парапланериста - радиостанция для связи в полете. Правда, в Европе наблюдается тенденция использовать в полетах мобильные телефоны.
|