Спорт-БАZАР. Велосипеды, роликовые коньки, лыжи, сноуборды, туризм. Cпортивная барахолка.
 
Новости Базар Статьи
ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
СНОУБОРД
ВЕЛОСИПЕД
РОЛИКИ
ТУРИЗМ
ФИТНЕСС
ИГРЫ
ВОДА
ВОЗДУХ
МОТОРЫ



Rambler's Top100
Rambler's Top100
 


Наши друзья

Весь спектр интернет-услуг
Официальный сайт Федерации сноуборда Сибири
Омский Snowboard Клуб


Горные лыжи и сноуборды в магазинах Триал-Спорт

Парить как птица. Обзор планеров.

www.x-team.ru

Автор: Алексей Фещенко

Человека всегда тянуло в небо. Вертолеты, самолеты, пусть даже сверхлегкие – это другое. А вот парить, как птица, над просторами российскими и наслаждаться пейзажем лучше на планере, без шума мотора и запаха бензина.

Ветер, обтекающий крылья, даст вам почувствовать себя птицей, непередаваемое ощущение безграничного простора и свободы станет для многих благородным наркотиком.

Планеризмом можно заниматься всерьез и надолго, но растущий интерес к этому виду спорта и активного отдыха дает возможность даже очень занятому человеку иногда «плыть по воздуху». Растущий, к слову, - это у нас, во всех развитых странах полеты на планерах уже давно очень популярны.

В России во многих авиаклубах есть свои планеры, а также опытные инструкторы, с которыми можно не бояться за собственную безопасность. В Москве это:
Московский планерный клуб:
planerclub.narod.ru
Московский Аэроклуб:
aeroclub.msk.ru
В подмосковном Серпухове есть АСК с приличным парком планеров:
serpasc.narod.ru/index.htm
Найти подходящий авиаклуб в своем регионе можно на сайте:
www.take-off.ru/index.html

Планер – это безмоторный летательный аппарат. Именно отсутствие шума, дыма, запаха дает ощущение полного единения с природой. Помимо любования пейзажами, многие пилоты любят приближаться к крупным птицам или птичьим стаям, что доступно только при полете на планере.

Планер может парить или скользить со снижением. Вернее – раньше скользили, теперь парят. Современные планеры достигли аэродинамического совершенства и парить на них можно по-нескольку часов.
Для подъема безмоторного планера в воздух чаще всего используется самолет-буксировщик, иногда используется лебедка или другая движущая сила, например автомобиль. Раньше таких технических возможностей не было, а летать хотелось, поэтому смельчаки использовали для запуска планера холмы и склоны. При этом, даже после отрыва от земли, планер мог только скользить, плавно снижаясь.

Парить планер может благодаря подъемной силе воздушных потоков, поэтому так важна проработка аэродинамики конструкции.

Управление рулем направления планера обычно осуществляют с помощью педалей (ножное управление), а управление рулем высоты и элеронами – с помощью ручки управления (ручное управление), однако в ряде случаев использовались и другие, менее традиционные способы. Команды управления передаются на рулевые поверхности с помощью тросов, штоков или трубчатых валов.

Некоторые планеры загружают балластом воды для улучшения летно-технических характеристик и оборудуют щитками, которые позволяют изменять профиль и площадь крыла во время полета (перед посадкой балласт сливают). Много изобретений было связано с разработкой усовершенствованных быстродействующих соединительных штуцеров и разъемов в системах управления, а также конструкций крыла и хвостового оперения.

Конструктивно безмоторные планеры различаются на одноместные и двухместные. Бывают еще многоместные, но встречаются очень редко. Двухместные по возможностям проигрывают одноместным, но они просто необходимы для обучения молодых пилотов. Для примера можно привести самый распространенный во всем мире учебный планер L-13 Blanik.

Модификаций планеров огромное количество, поэтому для удобства на соревнованиях они делятся на следующие классы:

World class был создан специально для того, чтобы уравнять возможности участников соревнований. Международная Комиссия по Планеризму (ICG) при содействии Международной Федерации Авиационного спорта (FAI) в ноябре 1989 г. объявила конкурс на лучший проект планера Мирового класса. Победителем в конкурсе стал Польский планер PW-5. Почитать об этом поподробнее можно на сайте www.aviation.ru/contrib/aon/2000/20001/st4_2000.html

Правда сейчас соревнования в этом классе не очень-то популярны. Это можно объяснить жесткими требованиями к конструкции на конкурсе. ОНи были жестко оговорены. Не всем нравится именно такой вариант.

Standard class - сравнительно простые по конструкции планеры с размахом крыла до 15 м и без механизации его.

15m class - размах крыла планера разрешен до 15 м с любой механизацией крыла.

18m class - любой вариант планера с размахом крыльев до 18 м.

Sport Class. В спортивном классе введена система подсчета очков по дальности дистанции, скорости, воозможны бонусы и штрафы за посадку и другие строгие ограничения, а конструктивно допускаются любые планеры.

Open class - самый престижный вид соревнований, предполагает любую механизацию планера, неограниченный размах крыла. Вот уж где полет фантазии! Размах крыльев некоторых достигает 30 м. Конечно, аэродинамически такие махины выигрывают, но их цена – выше облаков!

Давайте рассмотрим самые популярные модели планеров в вышеупомянутых классах. Под популярными подразумеваются те, которые можно встретить на наших российских аэродромах. Потому что, если рассматривать в мире, то самые лучшие планеры делают немцы, но они настолько совершенны по дизайну и характеристикам, что их цена не вписывается ни в какие доходы наших авиаклубов. Хотя можно встретить подержанные, списанные варианты.
Итак, мы упоминали выше планер PW-5 World class-а

Основные технические данные:
Размах крыла, м - 13,44
Площадь крыла , кв.м - 10,16
Относительное удлинение крыла - 17,80
Длина фюзеляжа , м - 6,22
Высота планера в стояночном положении, м - 1,95
Высота вертикального оперения, м - 1,28
Вес пустого вес, кг - 190
Максимальный взлетный вес, кг - 300
Вес консоли крыла, кг - 36
Максимальная допустимая скорость, км/ч - 220 км/ч
Скорость сваливания, км/ч - 62 км/ч
Максимальное аэродинамическое качество (при V = 80 км/ч) - 33
Минимальная скорость снижения (при V = 73 км/ч) , км/ч - 0,64 м/с
Скорость снижения при V = 100 км/ч, м/с - 1,0 м/с
Скорость снижения при V = 140 км/ч, м/с - 2,2 м/с
Диапазон перегрузок - + 5,3 / -2,65

Главное достоинства этого планера – цена. Диапазон начинается от 15000 USD, что довольно сильно отличается от мировых цен. Для сравнения: цена современного спортивного планера-парителя стандартного класса составляет около 40 тыс. USD, а в открытом классе этот показатель достигает величины 100-150 тыс. USD. Низкая стоимость объясняется одним из условием конкурса – необходимо было создать доступный по цене аппарат.
Наша гордость – маленький, на все случаи жизни, планер «Россия». Конструкция и соединение деталей планера просты и очень легки в сборке, и все это при прекрасных "пилотажных" характеристиках, планер послушен в управлении, компактный и имеет низкую стоимость.

Создавался он для участия в конкурсе на World Class, странным образом не прошел и позднее был модифицирован.

Почти все планеры «Россия» продаются в Америке, там у «Авиастроителя» (aviastroitel.nm.ru) есть хороший дилер - www.russiasailplanes.com

Кстати, «Россия» – это старое название, сейчас планеры переименованы в АС-4. За старое название нужно было платить.

Технические характеристики - AC-4C
Вес пустого планера - 140 кг
Максимальный вес - 275 кг
Размах - 12.6 м
Удлинение крыла = 20.6
Нагрузка на крыло - 32,5 кг при весе 250 кг/ м²
Площадь крыла - 7.7 м²
Предельная скорость - 220 км / час
Предельные перегрузки - +5.3 / -2.65
Скорость сваливания - 65 км / час при весе 230 кг
Максимальное качество - 34:1 на 90 км / час
Минимальная скорость снижения - 0.7 м / сек при скорости 80 км/час
Время перекладки крена ± 45 - 3 сек. при скорости 90 км / час
Самый распространенный во всем мире учебно-тренировочный планер: L-13 Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let (конструктор Karel Dlouhy). Несмотря на то, что планер был построен много лет назад, "Бланик" продолжает оставаться самым действующим двухместным тренировочным и клубным летательным аппаратом во всем мире. Пригоден для выполнения высшего пилотажа (выполняет практически весь комплекс фигур высшего пилотажа) и владеет многими рекордами для двухместных планеров. Структура планера - полностью металлический, за исключением обтянутых тканью поверхностей управления (рули, закрылки, элероны). Оснащен частотным преобразователем и авиагоризонтом, что позволяет подготавливать на нем пилотов к полетам по приборам. "Бланик" настолько распространен, что если где-то есть планерный клуб, то, скорее всего, там есть и "Бланик".

Тактико-технические характеристики :
Размах крыла, м - 16.20
Длина, м - 8.70
Удлинение - 13.70
Площадь крыла, м2 - 19.10
Нагрузка на крыло, кг/м2 - 26.17
Масса, кг- 26.17
– пустого - 292
– максимальная - 500
Максимальное аэродинамическое качество - 28
Скорость макс. аэродинамического качества, км/ч - 90
Минимальное снижение, м/с - 0.76
Скорость минимального снижения, км/ч - 72
Скорость сваливания, км/ч - 55
Экипаж, чел - 2
JANTAR STANDARD 3 (Янтарь Стандарт) представляет собой одноместный, высокорекордный спортивный планер стандартного класса производства Польши. Конструкция планера выполнена изначально из эпоксидных стеклопластов, позднее из углепластика и кевлара. Очень популярная модель, которая имеет несколько модификаций.

Основные технические данные:
Размах крыла - 15,00 м
Длина планера - 6,85 м
Высота планера - 1,51 м
Поперечное V крыла - 1,5°
Несущая поверхность - 10,66 м.кв
Удлинение - 21,1
Прифюзеляжная хорда - 0,95 м
Средняя аэродинамическая хорда - 0,742 м
Профиль крыла - NN8
Емкость балластной системы - около150 л
Масса пустого планера со стандартным оборудованием - 265 - 274 кг
Максимально допустимая полетная масса без балласта - 390 кг
Максимально допустимая полетная масса с водяным балластом - 540 кг

Ну должен же быть в России планер открытого класса. Он есть – это Литовский ЛАК-12.
LAK-12 Lietuva – спортивный планер, разработанный литовской фирмой Lietuva. Планер предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а также для участия во внутрисоюзных и международных соревнованиях по планерному спорту.

Долгое время в СССР (впрочем отчасти это происходит и сейчас), планер ЛАК 12 являлся (и продолжает являться) пределом мечтаний и венцом летной карьеры для многих планеристов. Летная планерная советская школа предусматривала первоначальное обучение (и первоначальный отсев) на планерах "Бланик" L-13, затем тех, кто достиг определенного спортивного мастерства и по-настоящему увлекся планерным спортом, пересаживали на Янтари. Только потом, тех кто показывал высокие результаты на Янтарях, пересаживали на ЛАК. Таким образом на ЛАКах на бывшей территории союза летают по настоящему опытные летчики-спортсмены и хотя выше было сказано, что летать на них могут спортсмены не ниже 1-го разряда, на самом деле летают не ниже КМС.

Технические характеристики :
Размах крыла, м - 20.42
Длина, м - 7.23
Удлинение - 28.50
Высота, м - 1.92
Площадь крыла, м2 - 14.63
Нагрузка на крыло, кг/м2 - 44.43
Масса, кг
- пустого - 360
- водобалласта - 189-240
- максимальная - 650
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч - 75
Минимальное снижение, м/с - 0.50
Скорость сваливания, км/ч - 65
Максимальное аэродинамическое качество - 46.5
Скорость макс. аэродинамического качества, км/ч - 92
Экипаж, чел - 1
Напоследок несколько советов решившим отправиться на ознакомительный полет:

Перед началом ознакомительных полетов, постарайтесь почитать побольше информации о планеризме, расспросите инструктора, пройдите медицинский осмотр.
Будьте внимательны на аэродроме – планеры летают бесшумно, это может привести к непредвиденным ситуациям.
Помните, что попробовав подняться в воздух на планере, вы испытаете море эмоций, всплеск адреналина, необыкновенное ощущение настоящего полета и никогда, никогда не сможете это забыть!

До встречи на аэродроме!

Ссылки:

Почитать полезные книги и статьи можно на Украинском сайте Планерного спорта:
www.gliding.com.ua

Посмотреть характеристики различных моделей планеров:
www.airwar.ru

Своими впечатлениями от полетов и полезной информацией для планеристов делится господин Герчиков, ныне живущий в Америке. Рекомендуем – захватывающее:
gerchikov.narod.ru/YAW2fly/index1.htm

В Новосибирске есть очень популярный авиаклуб:
www.aviaclub.ru/service_pleasurefly.htm

Пензенская дропзона:
www.dropzone.ru/penza.shtml

Ишимский авиационно-спортивный клуб РОСТО:
www.airsport.ru

Аэроклубы Беларуси:
skydreamers.narod.ru/cak1.htm




Все статьи
Cтатьи этого раздела






купить лыжи  |   купить сноуборд  |  

купить велосипед

  |  

купить роликовые коньки

продать лыжи  |   продать сноуборд  |  

продать велосипед

  |  

продать роликовые коньки




Sportbazar.ru -
спортивная "барахолка"
в интернете №1. Сайт посвящен купле-продаже спортивного снаряжения. Частные объявления размещаются на бесплатной основе. Коммерческие объявления модерируются. Основные темы объявлений - велосипеды, роликовые коньки, сноуборды, горные лыжи...
Новостная лента регулярно информирует о спортивных событиях в России...
В разделе статьи собраны статьи по подбору и обучению по велосипедам, лыжам, конькам и другому спортивному снаряжению.

По вопросам сотрудничества