Миниатюрные модели самолетов давно уже не просто мальчишеские увлечения, а многообещающее техническое направление. Это стало возможным благодаря развитию беспроводной связи, увеличению срока работы батарей и уменьшению размеров управляющих систем. В настоящее время летающие микроаппараты могут несколько часов пребывать в воздухе.
Большая часть любительской авиации общего назначения сегодня находится под контролем трех федераций: воздухоплавателей, сверхлегкой авиации и любителей авиации. Там регистрируются дисциплинированные хозяева малых воздушных судов.
В настоящее время нормативными актами и ведомственными документами предусмотрены следующие определения:
Дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) – беспилотный летательный аппарат, непрерывное управление которым осуществляется тем или иным способом с неподвижного или подвижного пункта управления (кордовая модель самолета, летающая модель самолета с радиоуправлением и т.п.).
Беспилотный автоматический летательный аппарат (БПАЛА) – беспилотный летательный аппарат, реализующий свое функциональное предназначение в автоматическом режиме в соответствии с заложенными в него алгоритмом и программами функционирования (крылатые ракеты, самолеты-разведчики и т.п.).
Кроме военной разведки, крылатая мини-техника занимается также созданием радиопомех и бизнес-шпионажем. Кроме того, она используется в мирных целях: наблюдает за состоянием окружающей среды, национальными парками, лесными пожарами и т.д.
Такой летательный аппарат даже необязательно ставить на учет. Микросамолет легко перевозить в машине. Некоторые модели в разобранном виде легко умещаются в рюкзаке. Единственный минус – их высокая стоимость. Это объясняется тем, что такие летающие аппараты конструируются исключительно для военных целей. Однако, в последнее время можно проследить тенденцию к снижению стоимости мини-самолетов из-за развития их серийного производства.
Французская компания Tecknisolar-Seni уже не первый год представляет на выставках и успешно продает самолет-разведчик на солнечных батареях. Аппарат длиной чуть менее метра с размахом крыльев два метра и весом два килограмма в разобранном виде помещается в рюкзаке. Крылатого "шпиона" можно собрать за пару минут и запустить с рук. Самолет способен летать весь световой день в радиусе 800 м от оператора, поднимаясь на высоту до 12 километров. При этом данные с двух телекамер (обычной и инфракрасной) в режиме реального времени поступают на компьютер. Стоимость такого разведчика – $15 000.
Весной этого года Израиль взял на вооружение миниатюрные самолеты-разведчики четырех типов. Их полетом можно управлять при помощи обычного ноутбука. Самолет Skylark (в переводе – "жаворонок"), созданный компанией RAFAEL, имеет длину чуть более 1 м и весит 6 кг. Два человека могут переносить три подобных аппарата, а также специальную консоль для управления полетом и установку для запуска. Задача "жаворонка" – передавать высококачественные снимки, на которых можно рассмотреть лица людей. Время патрулирования в воздухе – около часа, а радиус охвата составляет около 10 км.
Самолет Birdy может без труда запустить один человек. Он весит 1, 3 кг и способен удаляться на пять километров от точки запуска. "Микролеты" Mosquito весят около 0, 5 кг. Размах их крыльев всего 33 см. Они менее долговечны, но умеют пролетать через узкие проходы между зданиями.
В августе 2004 года японские инженеры продемонстрировали образец вертолета весом в 12 г и длиной в 8, 5 см. Этот малыш оснащен цифровой камерой и, как предполагают создатели, может заинтересовать родителей маленьких детей. Благодаря камере слежения взрослые всегда будут видеть, чем занимается их ребенок. Коммерческое производство "летающего глаза" японцы предполагают начать через 2-3 года.
Российские аппараты сверхминиатюрностью похвастаться не могут. Тем не менее, наша техника вполне на уровне мировых серийных образцов. В 2003 году в научно-производственном конструкторском центре "Новик-ХХI" был разработан самолет БРАТ. Он весит чуть меньше 3 кг и запускается с рук. Дальность полета до 10 км. На БРАТе установлен электрический мотор, а пульт управления представляет собой небольшой чемоданчик. БРАТ может применяться не только для телевизионной разведки, но и для "ослепления" вражеских радаров – создания радиоэлектронных помех.
БРАТ весит всего 2,8 кг. Он способен решать сложные задачи по исследованию и мониторингу местности. В отличие от других комплексов, на ДПЛА БРАТ используется электрический двигатель, что делает его старт абсолютно бесшумным, надежным и простым. Летательный аппарат при старте просто бросают в воздух, а система автоматического управления сама включает необходимые режимы и управляет выполнением поставленной задачи. Стоит ДПЛА БРАТ десять тысяч долларов. Причем при серийном выпуске цена падает в два раза.
Его модифицированный вариант, «оригинально» названный БРАТ-2, обладает двигателем внутреннего сгорания. Он способен удаляться от оператора на 90 км. Правда, ради дальности полета конструкторы пожертвовали возможностью возвращения аппарата. Да и антенну для поддержания дальней связи с такими летательными аппаратами можно перевозить только на машине.
Еще интереснее вертолет "Пустельга-4", созданный в НИИ прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова. Крестообразная конструкция размером 0, 5 м на 0, 5 м, в перекрестье которой расположен блок аппаратуры (аккумулятор, навигационная аппаратура с GPS, радиопередатчик и видеокамера) весит 300 г. На каждой из четырех "лап" этого креста – по винту. Четырехвинтовая "Пустельга" способна нести небольшой груз (блок датчиков или бомбу).
Она управляется с мобильного компьютера, стартует с рук или с земли. Аппарат бесшумен, а с расстояния более 50 м практически незаметен. Управлять его полетом можно не только в реальном времени, но и обозначив "мышкой" на экране компьютера точку старта или приземления, а также траекторию и скорость. После этого вертолет начнет путешествие в автоматическом режиме.
"Пустельга" может находиться в воздухе до 1 часа. Максимальная высота полета – 150 м, скорость – до 54 км/ч, а радиус – 5 км. При необходимости "Пустельга" умеет зависать над землей. Площадь поверхности, которую способна охватить телекамера с максимальной высоты, – 2500 кв. м. Точность привязки изображения к карте – от 5 м до 10 м. Весь комплекс, включая вертолет, ноутбук и передающую аппаратуру весит 5 кг и легко помещается в чемодане.
На мониторе мобильного компьютера выводится карта местности, которой производится мониторинг, видеоизображение участка исследуемой поверхности, координаты видеоизображения АП ЛМА, и расположение транспортных средств, конечная точка маршрута. Управление аппаратом осуществляется с клавиатуры мобильного компьютера.
Создатели "Пустельги" считают, что их аппарат может применяться в разведке всех видов, при проведении поисково-спасательных работ, исследовании внутренних помещений зданий, наблюдении за пробками на шоссе или лесными пожарами, ретрансляция связи в городских условиях, корректировки огня во время боя, слежение за миграцией зверя в охотничьих хозяйствах, контроль за экологическим состоянием окружающей среды (взятие проб воздуха (газо-воздушной смеси), воды (жидкой среды), грунта, дистанционное наблюдение Земли и так далее. Цена вертолета – $10 000.
|