Змеи для пилотирования (stunt kite) — это почти вершина человеческой мысли. Благодаря бурному развитию в прошлом веке аэродинамики и материаловедения современные змеи далеко ушли от своих предков. Теперь вместо бамбука — карбон, вместо папиросной бумаги — милар (mylar), нейлон (rypstop nylon, icarex) и прочие полимеры (kevlar), ну а бечевка заменена на нити из дакрона (dacron) и спектры (spectra). Теперь малейшая ошибка при сборке влечет за собой изменение летных характеристик. Такой змей уже невозможно собрать дома на кухне, хоть интернет и переполнен чертежами. Летать он может и будет, но вот выполнять большинство трюков уже точно нет. Это не для нас. С другой стороны, понятно, что производство змеев хорошего качества невозможно поставить на поток (впрочем как и много чего в этом мире), поэтому сейчас процветает индустрия маленьких ателье по производству змеев, продукция которых отличается высоким качеством, отменными летными характеристиками, а самое главное поддержкой в области запчастей, что очень важно. Производители делят змеев на 4 класса: общие (All-around), трюковые (Freestyle), профессиональные (Competition), ультралегкие (Low-Wind). Первые, это, так скажем, змеи общего назначения, которые в принципе способны делать большинство трюков за исключением самых сложных, но по своим летным характеристикам, управляемости и чувствительности они уступают всем остальным. Вторые, понятно, заточены под фристайл. Третьи — вершина человеческой мысли, вобравшие в себя все новые тенденции дизайна, материалы. Как результат, исключительные летные характеристики и пропорциональная им цена. Четвертые способны летать без ветра.
Итак, вы не устояли перед соблазном и решили попробовать, что же это за занятие такое. Казалось бы что проще — пойти в ближайший детский магазин, да и купить там змея, но не спешите натягивать пальто. Сперва дочитайте до конца это текст.
Что купить
Пожалуй самый ключевой вопрос, потому что от него сильно зависит то, понравиться вам пилотирование змеев или вашему питомцу будет суждено провести остаток своих дней в чулане. Начнем по порядку.
Сперва необходимо понять цель покупки. Если просто позапускать пару раз и на этом остановиться, то дальше можно не читать — вам в «Детский мир». Если хотите попробовать что это такое, но человек осторожный, то у большинства производителей всегда сможете найти змеев нижней ценовой категории (US$ 50-100). Ну а когда твердо уверены что это ваше-то вполне можно покупать что-нибудь более серьездное (US$ 80-150).
Теперь о типе — начинать лучше всего с all-around. Змеи класса competition и freestyle требуют от пилота владения навыками пилотирования — в противном случае процесс обучения может затянуться. Перед покупкой также четко нужно понимать, что у вас с ветром. Если у вас ветра почти не бывает, то имеет смысл взять облегченную версию (UL) или low-wind змея, ну а если наоборот постоянно дует так, что шапку сносит, то тогда или усиленную (Vented) или змеев для сильного ветра. В любых других случаях лучше эти две категории оставить на потом — на них опять таки очень сложно начинать, пока не поймешь что вообще с змеем твориться и как им управлять.
А теперь вопрос, который вас уже давно мучит — почему же нельзя просто пойти и купить, к чему столько мук и денег ради какого-то куска нейлона. Все дело в том, любознательные вы мои, что для того, чтобы змей был полностью вам послушен, выполнял все трюки и не так часто ломался, требуется нечто большее чем кусок нейлона и проворные руки маленьких китайских друзей. Требуется тщательно проработанная и многократно испытанная на прототипах и (вы не поверите) продутая в аэродинамических трубах конструкция, спроектированная настоящим профессионалом, великолепно пилотирующем и досконально знающим змеев. Кстати практически все конструкторы змеев высококлассные пилоты, многократные чемпионы и прочая и прочая. Требуются высококачественные материалы, чтобы, например, при первом же знакомстве с землей центральная планка не прошила нос и не ушла в землю просто потому что кант на пердней кромке не из кевлара (материал для бронижелетов) а из обычной ткани, или чтобы змей при порыве ветра в небе не сложился, потому что планки каркаса пластиковые а не графитовые. Про конструкцию самого змея и уздечки, и качество сборки я вообще молчу. Так что хватит помогать братьям китайцам — потому что не понравится вам этот вид спорта в их исполнении. Покупайте змеев только у известных производителей (список которых, ссылки на их сайты а также описание моделей есть на этом сайте)
Где покупать
К сожалению в нашей стране пилотирование змеев является на данный момент безперспективным, а как следствие неприбыльным (но все можно поменять — от вас зависит). Купить настоящих змеев практически не возможно. Единственное что завозят — это змеи фирмы Flexifoil (но с запчастями к ним и со стропами ситуация плачевная). Не стоит отчаиваться — интернет все таки великая вещь, и существует большое количество он-лайн магазинов, где вы можете приобрести все что душа пожелает, при том что доставка обычной почтой стоит примерно US$20 (но ждать 3-4 недели). К оплате принимаются как кредитные карты так и денежные переводы (но первое все таки удобнее по любому, при том, что сейчас карту получить не проблема).
Когда покупаете змея, проверьте идут ли с ним в комплекте стропы (lines) и лямки (stripes). Очень важен материал и производитель строп — лучше всего брать изготовленные полность из Спектры (Spectra). Они стоят немного дороже, но служат дольше, имеют меньший коэффициент трения (что актуально при перекручивании) и растяжения (что позволяет вам гораздо лучше чувтствовать и управлять змеем), и весят меньше (что тоже плюс для пилотирования). Сропы различаются между собой по длинне и выдерживаемоей нагрузке (соответственно чем нагрузка больше, тем стропы тяжелее). Лучше взять несколько комплектов с разными параметрами — это позволит вам более комфортно чувствовать себя при разной силе ветра (и сбережет время/деньги когда вы захотите всетаки купить дополнительные). Главное, что бы они были с зачехленными узлами (sleeved). Подробнее читайте в соответствующем разделе.
Лямки (а не ручки или еще там что) лучше всего брать на запястья — не надо тратить энергию на их удерживание в руках, и очень удобно управлять. Если еще что-то в закромах родины осталось, то так же хорошо приобрести пару планок для нижней части передней кромки крыла — это наиболее часто ломающаяся новичками часть каркаса, и обидно будет потерять месяц в ожидании (кстати в этом случаи доставка, US$20, обойдется дороже чем запчасти).
|