Кто-то перед первым прыжком с парашютом оставляет своим родным завещание, кто-то со смехом пересказывает друзьям истории о необычных переломах, опасных травмах и чудесных исцелениях. И в том, и в другом случае очевидно одно: решиться на прыжок - это полдела, главное - в последний момент не вспомнить о пропущенном пункте в составленном накануне завещании или о нехватке мест в районной больнице и не передумать.
Слово «парашют» в переводе с французского означает «предотвращающий падение». Сегодня парашюты не только предотвращают падения, но и провоцируют их: все больше любителей экстремальных развлечений поднимаются в воздух, чтобы потом, доверившись бесхитростному устройству, прикрепленному к спине с помощью лямок, броситься вниз…
В зависимости от высоты для прыжков используются два типа парашютов: прямоугольный типа «крыло» (для затяжных прыжков с высоты 3500 м и более, обычно выполняющихся в тандеме с инструктором) и круглый, «десантный», в узких кругах называемый "дубом" (для прыжков с высоты 800 м с принудительным раскрытием купола). По такому же принципу разделяются и типы подготовки к первому в жизни прыжку: тандем или традиционная схема.
Прыжок в тандеме более безопасный и дорогой (примерно в пять раз дороже классического прыжка). Прыжок по классической схеме менее продолжительный. В последнее время на некоторых аэродромах появилась возможность совершить прыжок на парашюте типа "крыло" с принудительным раскрытием и последующим приведением в крест по рации. Такой прыжок стоит около $40.
Hа всех аэродромах прыжки обычно выполняются по субботам и воскресеньям (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж и распределение инструкторов проводится в 10 часов утра. Желающим прыгать в тандеме о времени прыжков лучше договариваться заранее.
Тандем
Тандемам на аэродроме уделяется большое внимание: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструктора. Минимальная вертикальная скорость у тандемов на приземлении - около 1 м/с, что равносильно прыжку с низкого дивана.
Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте 3500-4000 метров и находятся в свободном падении около 50 секунд. В первые четыре секунды падения инструктор выпускает тормозной парашют (дрог - drogue). Без него скорость падения может достичь 150 м/с, а с ним стабилизируется на уровне 50 м/с. По прошествии следующих 40 секунд раскрывается основной парашют. Под его большим куполом тандемщики продолжают снижаться в течение 1 минуты.
Можно также заказать съёмку своего героического прыжка аэродромным операторам, а после приземления просмотреть отснятый ими материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.
Медкомиссия
1. Людям с серьезными хроническими заболеваниями (сердечно-сосудистыми, нервно-психическими и заболеваниями опорно-двигательного аппарата) подобные прыжки противопоказаны.
2. На высоте 5000 м возможна гипоксия – недостаток кислорода в крови, вызывающий головокружение и затрудняющий движения. Правда, обычные прыжки (с высоты ниже 4500 м) не провоцируют гипоксию. Редко встречается эмболия – образование пузырьков газа азота в крови при понижении давления среды, ведущее к травмам внутренних органов.
Классическая схема
Первый прыжок по классической схеме производится из самолета Ан-2 с высоты 700-800 метров. Для подобных прыжков обычно используются круглые парашюты площадью 83 кв. метра с запасным парашютом площадью 50 кв. метров, достаточно безопасные и простые в управлении (Д-6 или Д-1-5у). Их укладкой занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба. После получения на складе основного и запасного парашютов прыгающий отправляется в тренировочный городок, где он проходит специальную подготовку.
Ее содержание в небольших нюансах меняется у разных инструкторов, но общий смысл подготовки таков. Сначала новичкам объясняют, как вести себя на поле, как подходить и заходить в самолет. Потом тренировка проходит в отделении самого самолета. Инструктор обязательно должен рассказать прыгающему, как вести себя в непредвиденных ситуациях, чтобы избежать травм и свести риск к минимуму. Самое сложное в классическом прыжке – научиться правильно приземляться, так как вертикальная скорость используемых парашютов при приземлении равна 5.0 м/с, что равносильно прыжку с высоты 1.4 метра. Поэтому инструктор объясняет новичкам, как нужно группироваться, чтобы при приземлении их руки и ноги не пострадали.
Следующий этап – собственно, сам прыжок. Уже подкованный в теории новичок одевает парашюты и отправляется на старт. На необходимой высоте (около 800 м) раздается зуммер, вспыхивает лампа, инструктор открывает дверь, и время останавливается… Самый сложный в жизни шаг - шаг в пустоту - желательно делать самому, парашют же раскроется автоматически через 3 секунды - которые, впрочем, покажутся вам вечностью. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка. Следующий шаг – уже не такой страшный - записаться на курсы подготовки спортсменов-парашютистов.
Медкомиссия
1. Прыжки с круглым парашютом противопоказаны, если имеются проблемы со зрением: удар о землю может привести к отслоению сетчатки.
2. При наличии переломов конечностей, проблем с координацией движений совершать прыжки не рекомендуется.
3. Вас не допустят к прыжкам, если вы находитесь в состоянии алкогольного и(ли) наркотического опьянения. Также не рекомендуется прыгать при наличии высокого кровяного давления.
|