1. Собственно кайт, стропы, планка управления и т.д.
2. Трапеция для облегчения нагрузки на руки.
3. Экипировка того снаряда на котом Вы собираетесь кататься.
Для катания по воде Вам обязательно понадобится гидрокостюм и спасательный жилет. Без гидрокостюма - замёрзнете. Если Вы хотите расширить сезон катания от ранней весны до поздней осени, то лучше иметь "длинный" гидрокостюм толщиной не менее 5 мм. Для лета достаточно "короткого" толшиной до 3-х мм. В "толстом" костюме летом жарко.
Спасательный жилет то же нужен обязательно. На первых порах без него не справитесь. Во время старта с воды нужно, чтобы тело было немного над поверхностью воды.
Гидрокостюм должен плотно прилягать к телу. Иначе холодная вода будет попадать вовнутрь, а это крайне неприятно. Обратите внимание на горловину. Она должна плотно прилягать к шее, чтобы препятствовать проникновению воды, когда вас потащит при падении. Не покупайте гидрокостюмы для дайвинга. От частых ударов об воду они быстро рвутся. Обязательно купите специальные тапочки или ботинки с резиновой подошвой.
Всё разнообразие кайтов можно разбить на два основных типа:
- кайты с надувными секциями (для повторного старта с воды);
- кайты парапланерного типа - для катания по твёрдой повержности, повторный старт с воды невозможен;
Есть ещё так называемые клапанные кайты. Это змеи парапланерного типа с клапанами, препятствующими проникновению воды вовнутрь при падении. Говорят, что они могут стартовать с воды. Но на практике это трудно достижимо.
Особое внимание следует уделить кайтам каркасного типа. Правильную форму кайту придают специальные упругие пластиковые трубки, образующие каркас. Привести такой кайт в рабочее состояние проще всего. Его нужно достать из чехла и он сам принимает стартовую форму. Змеи такой конструкции (C-Guad) от Питера Линна (Peter Lynn), например, имеют феноменальные скоростные и тяговые качества именно благодаря своей каркасной конструкции. А то, что они мало распространены в мире это не аргумент в споре конструкционных особенностей, а скорее недостаток маркетинга.
Однослойная конструкция, совершенно тонкая передняя кромка, дающая минимальное лобовое сопротивление, оригинальное строение задней кромки в месте с жесткой конструкцией, исключающей непроизвольное скручивание кайта в воздухе, а самое главное-возможность реальной регулировки тяги, могли бы сделать эти кайты просто незаменимыми в условии порывистых сибирских ветров, особенно для зимнего катания.
Следующая классификация по площади купола. Сегодня на рынке имеется огромный спектр кайтов разной площади от 3 до 18 квадратных метров. Здесь выбор прост. Чем слабее ветер, массивнее спортсмен, тем большей площади нужно выбирать кайт. Если Вы пока ещё не экстримал, то покупать кайт площадью более 9-12 квадратов врят ли целесообразно. Чем больше площадь, тем сложнее управляться с кайтом. Представьте себе, что у Вас упал на воду кайт площадью 18 квадратов и "прилип" к воде. Даже, если подплыть на лодке, то справиться с ним будет не так уж просто. Его линейные размеры меду креплениями строп более 10 метров.
При выборе кайта по площади учитывайте следующие факторы.
Кататься в сильный ветер не очень комфортно. Летом - волна на водоёме. Зимой - холодный ветер в лицо. Поэтому кайты малой площади для Новосибирска неприемлемы. Для спортсмена массой 80 кг. следует выбирать кайт не менее 9 квадратов для надувных секций и не менее 7 - для кайтов парапланерного типа. Чем больше площадь, тем лучше. Кайты площадью более 9 квадратов, как правило, 3-х или 4-х стропные, с высоким аспект-коэффициентом. Такие кайты более комфортны, т.к. позволяют установить оптимальную тягу и отслеживать порывы, но, с другой, стороны не прощают ошибок в управлении. При падении сложно поднять такой кайт даже с надувными секциями, в первую очередь, из-за большой площади прилипания к воде.
По количеству строп. Вобщем случае все кайты 4-х стропные. Они имеют две основных (передних) и две вспомогательных (задних) стропы. Передние стропы - тяговые, задние - регулирующие. Чем сильнее натянуты задние стропы, тем меньше тяга и наоборот. 2-х стропные кайты получаются объединением правой и левой пары строп в одну стропу для крепления на планку. Есть варианты объединения задней пары строп в одну стропу для крепления на планку и создания системы "Variable aspect retio concent" (VARC) - изменяемого аспект-коэффициента.
Для обучения 2-х стропные кайты проще, но не позволяют регулировать силу тяги. 2-х стропный кайт с надувными секциями, как правило с более низким аспект-коэффициентом при наличии устойчивого ветра легко вскакивает с воды.
Некоторые четырёхстропные кайты снабжают пятой стропой для поднятия кайта с воды задней кромкой вверх.
Желательно иметь набор строп различной длины. Чем сильнее ветер, тем короче стропы и наоборот.
Аэродинамическое качество кайта. В аэродинамике аэродинамическое качество определяется как отношение скорости полёта крыла относительно воздуха по горизонтали к вертикальной составляющей скорости снижения. Применительно к кайту это понятие грубо можно сформулировать как соотношение подъёмной силы кайта, действующей вертикально и силы, создаваемой ветром действующим на кайт, направленной по направлению ветра. Рассчитать аэродинамическое качество кайта можно как tan (180 - Альфа). Альфа - угол меду направлением ветра и направлением натяжения строп летящего кайта. Чем выше аэродинамическое качество, тем под более крутыми углами можно идти против ветра и сила тяги при том же ветре выше. Аэродинамические качества кайтов парапланного типа лучше, чем у кайтов с надувными секциями.
Аспект-коэффициен. Встречается два определения аспект-коэффициента. Отношение размаха крыла к ширине кайта. Применяется в качестве характеристики прямоугольных кайтов. Отношение квадрата размаха крыла кайта к площади кайта. Применяется в качестве характеристики кайтов сложных форм. Современные кайты имеют аспект-коэффициент от 2,5 до 8 и выше.
Многие считают, что чем выше аспект-коэффициент, тем выше аэродинамическое качество кайта. Это вполне объяснимо. При одном и том же размахе крыла сила трения обтекающего ветра будет тем больше, чем больший путь должен пройти воздушный поток по поверхности кайта. Тем больше ветер, как бы, будет нести кайт за собой, ухудшая его аэродинамические качества.
На чём кататься?
В Новосибирске зимой можно кататься на горных лыжах или сноуборде. Для зимнего катания предпочтительнее кайт паропланерного типа. Более лёгкий. Площадь 5-7 квадратов.
Для катания летом по воде нужен кайт с надувными секциями площадью не менее 9 квадратов.
Всё снаряжение Вам обойдётся не менее, чем 2 тысячи американских денег.
Следует иметь ввиду, что вся оснастка не вечна. Скорее быстроизнашивающаяся. Если Вы новичок, не стремитесь купить всё самое крутое и самое дорогое. Идите по пути минимизации начальных затрат. С кайтом может случиться всё что угодно. Он может неудачно упасть и порваться. Могут порваться стропы. Вы можете забыть пристегнуть страховочный лиш или он отстегнётся и кайт улетит с непонятными последствиями и так далее. При частом использовании кайт "чахнет". Со временем Вам захочется больше экстрима и управляемости. Тогда можно покупать и покруче.
|