Какую экипировку для дайвинга ты ни купил бы сегодня, завтра ее придется выбросить. И не потому, что она станет негодной. Просто твой опыт станет глубже.
Покупка принадлежностей для дайвинга сама по себе не означает принадлежности к миру дайвинга. Прежде чем один раз купить, сперва семь раз нырни. Такая последовательность экономит время, деньги и силы.
Всю дидактику относительно выбора собственного снаряжения можно было бы свести к одному нехитрому совету: не гони волну, а спроси помощи у тех инструкторов, которые тебя и обучали. Люди бывалые, плавали-знают.
Но у скепсиса есть своя логика: мол, будут "впаривать" то, что сами же и продают. И, конечно, дорого. А выбор нынче огромный. И вообще, один знакомый говорил, что...
Набор аквалангиста
Рынок подводного снаряжения на самом деле консервативен. Это вам не автомобили. Все принципиально важное, изобретенное дедушкой дайвинга Кусто, не изменилось и ныне.
Отсюда совет номер 1: не стоит кидаться на яркую рекламную наживку, доверься фирмам, имеющим репутацию.
Мир (ну, во всяком случае, половина рынка) подводного снаряжения держится на трех китах: Aqualung, Scubapro и Mares. В 1999 году выручка этих компаний составила $128 млн, $98 млн, $69 млн соответственно. А лидеры прибыли - почти всегда лидеры качества и надежности.
Впрочем, какой бы ни была марка, цена снаряжения определяется его возможностями.
Совет номер 2: не бери то, что тебе еще не нужно. А новичку не нужно лишних "наворотов", "прибамбасов", "мулечек" и "фенечек". Естественно. Не станешь же ты замахиваться на болид от Maclaren, не умея толком ездить даже "0ке".
Пижонство тянет ко дну, а практичность держит на плаву. Житейские законы не менее точны, чем физические. Итак, пойдем, точнее, поплывем по порядку.
Ласты
Физика, например, говорит: больше площадь - сильнее гребок. С ранними моделями ласт, которые изготовлялись из резины, физика страдала. Да и физиология тоже.
Поскольку ласты из резины были короткими (иначе они были недостаточно упруги), ноги быстро уставали, К тому же эластичность резины быстро терялась. Сейчас ласты из резины применяются лишь для узкоспециальных задач. Дайверу-любителю, независимо от стажа, они ни к чему. Как, наверное, и цельнопластиковые, которые быстро теряют товарный вид, разбиваясь о камни и акульи челюсти.
Его выбор - комбинированные: пластик-резина. При покупке нужно лишь проверить, чтобы такие ласты не были чересчур жесткими (ногу натрет), и весьма трезво оценить свою физподготовку. С плохими кондициями брать широкие "загребала" не стоит.
Совет номер 3: посмотри, есть ли у ласт стабилизирующие ребра, которые удерживают их от горизонтальных смещений и соскальзывания. И еще современные ласты имеют особые резиновые вставки, обеспечивающие так называемый "тоннельный" эффект. Он увеличивает силу гребка, а дайвер отдыхает.
Последний писк моды - ласты особой конструкции (в их разработке, якобы, участвовали специалисты NASA). требующие техники гребка, напоминающей езду на велосипеде. Реклама приписывает им рекорды скорости. И называет революционными.
Совет новичку номер 4: не гонись за модой, будь ближе к природе. Какой-такой велосипед в воде? Как говорила киногероиня: движения легкие, от бедра.
Трубки и маски
Выбор этих деталей снаряжения - как раз тот случай, когда надо почувствовать себя настоящим потребителем. И совет номер 5: потребовать сертификат товара.
Сертификация - штука серьезная. Проверка химического состава и наличия вредных веществ должна проводиться обязательно. Тебе же не все равно, что в рот брать?
Загубник трубки и обтюратор маски должны быть только силиконовые, а ее стекло, и только стекло - настоящее, закаленное. Для тех, кто плохо видит, есть оптические стекла. Причем заказать (даже если в магазине такой нет) можно маску с необходимым числом диоптрий.
Увы, но маски и трубки стоить дешево не могут по определению. То есть могут, но это наверняка тьмутараканские подделки. Маска должна быть не только герметичной, но и подходить к лицу в буквальном смысле слова. Тестируется легко: поднеся маску к физиономии, нужно втянуть воздух. Держится - годится.
Костюм
Должен не только хорошо, без единой складочки, сидеть, по и быть теплым. Замерзать подводнику противопоказано. Существует два типа костюмов: сухие и мокрые. Первые одеваются на одежду, вторые - на голое тело. Обычно сухие костюмы предназначены для плавания при низких температурах, требуют специальной подготовки, и они не для начинающих.
Основной материал для изготовления нужных нам мокрых костюмов - неопрен. Лайкра идет только на костюмы, защищающие от жгучего планктона в тропических морях. Дайверский костюм имеет толщину от 3 до 7 мм.
Совет номер 6: покупай потолще. 5 мм годятся для прогулок на 10-метровой глубине по теплым рифам Хургады, но плохи для 30-метрового ныряния на зато-нувший самолет времен Великой отечественной в Геленджике, где температура +7°C. Костюм из слишком жесткого неопрена наверняка будет натирать, а из мягкого - быстро порвется.
И еще: подводная "двойка" или "тройка" удобнее, теплее и универсальнее, чем монокостюм. Сняв куртку или легким движением руки превратив штаны в шорты, ты всегда сам сможешь регулировать свой теплообмен.
Застежки-"липучки" обычно вызывают у покупателей недоверие, а зря. Пришить новую липучку легче, чем менять сломанную молнию.
Жилет-компенсатор
Тоже хорош, если в первую очередь он подходит по фигуре, а также имеет удобные регулировки и крепления. Практично и уютно, если спинка жилета сделана из пластмассы. Спина не казенная, а баллон тяжелый.
Из всевозможных конструкций жилета новичку целесообразнее остановиться на классике, то есть на жилете, имеющем одну сплошную воздухонаполняемую емкость. С таким жилетом дайвер, переходя в состояние покоя, всегда оказывается в вертикальном положении, А всплывать и погружаться принято только таким образом.
У жилета есть обязательные аксессуары: инфлятор и стравливающие клапаны. Каким бы ни был инфлятор (устройство для надувания жилета), главное, чтобы он удобно ложился в руку и не болтался. Ну а чем больше клапанов (автомобилисты поймут), тем лучше.
Большим плюсом считается наличие дополнительных грузовых карманов. Обязательное условие - конструкция кармана должна позволять быстро сбросить груз (вместе с карманом или без) в экстренном случае. Кстати, мнения специалистов относительно жилетов, имеющих полости для размещения всего груза, который дайвер или дайвера тянет на дно, разделяются. С одной стороны, они позволяют равномерно разместить грузы по всему туловищу, с другой - делают жилет громоздким и более дорогим.
Регулятор
Без него дайверу воздух будет перекрыт и буквально, и фигурально.
Поэтому совет номер 7: отнесись к покупке этого элемента с особой тщательностью. Следующую информацию можно распечатать и взять с собой в магазин.
Итак, любой регулятор должен быть сертифицирован по нормам EN 250. Кроме того, важнейшими характеристиками регулятора являются сопротивление дыханию (предпочтительно в пределах 15-30 мм рт. ст.), производительность (чем выше, тем легче дышать), не ниже 800-1200 л/мин., удобство внешних регулировок, глубина применения (норма 40-60 м), гарантийный срок и наличие сервисных центров по обслуживанию данного вида регуляторов.
Все остальное
Жак Кусто любил повторять, заправляя нож за голенище своего подводного ботинка: "Эта штука не пригодится никогда, но однажды спасет тебе жизнь". Конечно, помимо вышеперечисленного основного снаряжения в набор дайвера входит еще много нужных вещей: компасы, глубиномеры, фонари, часы, компьютеры...
Однако, во-первых, поначалу они не нужны, потому что на первых порах ты всегда ведомый, а не ведущий и должен до поры полагаться на опыт инструкторов. Во-вторых, выбор этих вещей - это выбор уже не новичка, а мастера. А мастера учить - только портить.
|