На пути у лодки – завал из деревьев. Что делать?
Поваленные деревья – наиболее часто встречающиеся препятствия на реках Латвии. Завалы и отдельные упавшие деревья представляют объективную опасность. Нижеследующее описание предлагает рекомендации по преодолению этой опасности. Разумеется, самый простой прием – обнести лодку по берегу вокруг препятствия. Всё-же это не всегда легко и просто. Чаще намного рациональней такое препятствие преодолеть сходу.
Итак – перед вами в стремительном потоке возникло поваленное дерево.
Если дерево находится высоко над поверхностью воды, самый простой и удобный способ – “пролезть” под ним, низко наклонившись вперед. В этом случае гребец после преодоления препятствия быстрее всего может принять нормальное положение, практически не не пропуская ни одного гребка. Недостаток этого метода в том, что можно пролезть только под сравнительно высоко нависающими деревьями. С уменьшением этой высоты наступает такой момент, когда дерево начинает проверять вашу каску (или голову) на прочность.
Под деревьями, которые лежат ниже, нужно проплывать, не наклоняясь, а ложась на спину. При этом руками следует отталкиваться от дерева, пытаясь приподнять его, если оно, конечно, достаточно легкое, или, наоборот, как бы притапливая корму лодки, погружая ее глубже в воду, облегчая себе продвижение. Если дерево совсем низко у поверхности воды, то пролезая таким образом обычно цепляются за ветки спасом напяленым на толстое пузо :). Недостаток этого метода в том, что если зацепиться/затормозить в сильном потоке, то поток протащит лодку вперед, и вы или вылетаете из нее (если это пузырь), или вас ставит на свечку (если это каяк). Если в “пузыре” задний гребец приседает на колени, тогда выпадение из лодки грозит вам каждый раз, когда он отклоняется назад. И за дерево цепляться нет никакой необходимости :)
На каяке а иногда и на “пузыре” совсем низко нависающие деревья можно преодолевать, продвигаясь боком. Для этого следует подвести лодку боком к дереву и, как только это станет возможным, ухватиться за ствол (при этом лодку следует оставить выше по течению) и подлезть под ствол. Чтобы не перевернуться, продолжайте крепко держаться, позволяя течению затащить вас и лодку под дерево. Как только лодка выплывет из-под дерева, отпускайте ствол и продолжайте грести. Немного потренировавшись и этот приём можно выполнять быстро и безошибочно. Применяя его, важно знать, что под деревом достаточно глубоко, иначе ваши тела и лодка могут застрять. Если есть желание (и нормальный гидрокостюм), таким способом можно проползти даже под такими деревьями, нижняя часть которых находится в воде (конечно, это возможно лишь с малообъемными лодками).
Важное дополнение. Поскольку при исполнении этого приема лодка обычно тормозит ее надо основательно закантовывать против струи и действовать быстро – пока течение не взяло над вами верх.
Гребя в открытой лодке (без юбки) и ловко действуя, можно перевести лодку под деревом, а гребцы могут перебраться через дерево сверху.
Все вышеупомянутые приемы, которые требуют тесного контакта с деревом, могут быть исполнены только в тех местах, где сила течения достаточно умеренна. В стремительном же потоке практически любая попытка задержаться за дерево грозит немедленной аварией.
Если вы гребете на каяке и совершенно уверены, что под водой нет еще одного дерева, можно исполнить также экстремальный прием. Приближаетесь к дереву боком, у самого ствола исполняете переворот под воду головой по направлению вверх по течению, позволяете потоку пронести лодку под деревом и на другой стороне встаёте. Довольно опасное мероприятие – если под водой окажется еще одно дерево или корни, дело может плохо кончится.
В том случае, если вы видите, что не получается ни так, ни сяк, что течение неумолимо несет лодку к дереву или завалу, и остановиться уже невозможно, можете считать что сейчас будет конкретная жоп@........ Да забудьте вы о вещах и лодке! Если это всего лишь одно дерево, вещи можно будет высушить, а если завал... Ну тогда вам и вещи могут не понадобиться !
Если вы используете “пузрь” или другую открытую лодку, выбирайтесь из нее в сторону берега и надейтесь, что вам попадется хоть какая-то мель, а течение будет не таким сильным, чтобы вас не вынесло к берегу до того, как вы покинули лодку. Вторая версия – пока течение не начало прижимать вас, эвакуируйтесь из лодки на дерево или на завал и быстренько обернитесь посмотреть, как лодка радостно исчезает под многолетними древесными наносами. Вот только, если хотите ей послать привет вдогонку, эвакуацию нужно проводить как можно проворнее!
Если вы используете лодку с закрытым верхом (каяк, например), стремительная эвакуация из нее невозможна. Если другие варианты не проходят, приблизьтесь к дереву (завалу) вплотную, навалитесь на него и, опираясь о ствол руками, не позволяйте лодке наклонятся вверх по течению. Случай, конечно, тяжелый. Чтобы удержать лодку на месте, нужно хвататься обеими руками – только соберешься сделать что-то еще, как лодка норовит сорваться с места... Если ситуация позволяет, сохраняя крен навалитесь верхней частью тела на дерево, тогда руки освободятся, и вы сможете начать действовать. Если же обстоятельства не позволяют, ждите, пока вам помогут товарищи. Одному пускаться в такие приключения рискованно.
Если большая часть дерева находится под водой, под ним не пролезть и на каяке. Вам придется преодолевать препятствие с разбегу. Как это сделать?
Прежде всего, хорошенько разогнаться. Траектория лодки должна быть направлена прямо перпендикулярно к дереву. В последнее мгновение перед тем, как нос лодки ударится о ствол, загрузите корму (откиньтесь назад). Передняя часть лодки приподнимется и лодка по инерции скользнет над деревом. Как только нос лодки окажется над деревом (и начнет тормозить), - стараясь не потерять полученной при разгоне скорости, перенесите вес вперед - сделайте верхней частью тела резкий наклон, и одновременно – мощный гребок вперед. Если корма останется нагруженной или дерево оказалось слишком высоко над водой, лодка не сможет преодолеть препятствие, потеряет скорость и скользнет назад. Тогда течение не преминет прижать вам хвост под водой и перевернуть вас прямиком под дерево.
Если вы гребете на “пузыре”, принцип остается тем же – ослабьте нагрузку на нос, который, таким образом, пройдет над стволом. По инерции проскользить по “сухому” дереву не получится – только лодка начинает тормозить, следует, не теряя скорости, перенести вес тела вперед, через проходящее под днищем дерево, корма освободится, и лодка перевалит через дерево. При гребле на “пузыре” вдвоем исполнение этого приема довольно затруднено, но одному – надо проявить просто чудеса ловкости. Надо внимательно следить, чтобы в сильном потоке надувная лодка, затормозившая у дерева, не была залита водой через корму – это грозит тем, что лодку может “намотать” на ствол.
Вышеописанный прием можно использовать также на двухместных лодках (пузырь, каяк, катамаран, каноэ), но чтобы изменить центр тяжести лодки, ездокам самим необходимо перемещаться внутри нее или по ней. В двухместной лодке это непросто, чтобы не сказать – невозможно. Хоть с каким-то успехом эта операция может получиться на больших надувных лодках, катах и каноэ.
Если течение не слишком сильное, и дерево невозможно преодолеть “с разбега”, с открытой палубы можно перебраться на дерево и оттуда перетащить лодку.
Случай, когда дерево расположено НЕ под прямым углом по отношению к потоку, особенно сложный, и нужно хорошо взвесить ситуацию, прежде чем рисковать. Основной принцип тот же самый – для преодоления препятствия лодка должна двигаться под прямым углом к стволу. И тут проблема в том, чтобы этот угол строго выдержать: дерево стремится повернуть лодку в одну с торону, течение – в другую. В результате и должен получиться вышеупомянутый прямой угол, иначе лодку отбросит назад и прижмет к дереву тем или другим боком. Скользя назад, лодка оказывается в положении, когда тот ее борт, что ниже по течению, находится на дереве, тот, что выше – в потоке... Вам не кажется, что вы уже перевернулись?
И главный совет в случае с упавшим деревом. Если у вас родились сомнения в том, что вам удасться успешно преодолеть это препятстие с ходу, обойдите это место по берегу!
Самая выдающаяся ошибка всех гребцов: в быстром течении плывя мимо дерева, УХВАТИТЬСЯ ЗА НЕГО!!! Зачем люди это делают они объяснить не могут, но результат всегда великолепен и очень зрелищен!
Вторая ошибка, конечно, - отсутствие крена при приближении к низкому дереву боком. Тогда лодка просто переворачивается.
|