“Что может лучше олицетворять... отвагу и дерзновенность человека, чем крохотный белоснежный парус, затерявшийся в волнующемся просторе моря, смело стремящийся, невзирая на все препятствия, к своей... цели!” — Так писал М. Баринов в романтической поэме “Бегущая по волнам”.
Сегодня парусный спорт выбирают не менее романтичные и отважные личности. “Дружба” с парусом открывает неограниченные перспективы. Научившись управлять яхтой, вы сможете принять участие в ставших последнее время очень популярными open-air или в профессиональных спортивных соревнованиях. А возможно, даже отправитесь в кругосветное путешествие.
Конечно, одной романтики для овладения парусным судном маловато. Чтобы понять “язык моря” и суметь укротить его строптивый характер, нужны определенные знания и навыки. Всем отважившимся посвятить себя парусному спорту мы предлагаем пройти небольшой ликбез на тему парусной оснастки.
Типы парусного вооружения различаются, главным образом, формой основных парусов, а это, в свою очередь, зависит от размеров судна и от условий, в которых приходится плавать.
Основное назначение гоночных яхт — парусные гонки на ограниченное расстояние. Это очень легкие суда, поэтому, если вашей целью является дальнее путешествие, то понадобится иное плавсредство — крейсерская яхта. Она имеет более прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. На таком судне можно смело выходить в открытое море. Если же вы мечтаете устраивать парусные гонки, такую задачу поможет решить крейсерско-гоночная яхта. Но такой тип судов — уже для профессионалов высокого класса. А начинать лучше с самого простого.
Спортивные парусные яхты вооружаются косыми парусами, что позволяет судну уверенно лавировать при любых погодных условиях и при плавании против ветра. Различаются несколько видов косых парусов. Четырехугольный гафельный парус верхней кромкой крепится к наклонному рангоутному древу (гафелю). Передняя его кромка крепится к мачте, а нижняя — к горизонтальному рангоутному древу (гику), которое соединено с мачтой при помощи шарнира (вертлюгера).
На маленьких яхтах иногда ставят рейковые, или шпринтовые, паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому прикрепляется верхняя кромка паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту. На крошечном шверботе “Оптимист”, с которого профессионалы советуют начинать путь в большой парусный спорт, гафель заменен шпринтом: шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним — в угол паруса по диагонали.
На спортивные яхты среднего класса ставятся треугольные — бермудские — паруса, обеспечивающие лучшие тяговые качества.
Бермудский парус не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Его передняя кромка крепится к мачте, а нижняя — к гику. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Суда с одномачтовым вооружением — это кэт, шлюп и тендер.
КЭТ имеет одну мачту и один парус: грот. Мачта размещается ближе к носу.
Это делается для уравновешивания центра паруса относительно центра бокового сопротивления. Кэт — очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах парусностью 8-10 м2. К ним относятся катамараны и спортивные шверботы.
Для снижения парусности и повышения остойчивости яхты (парусностью до 60 м2) малого и среднего размеров чаще всего вооружают ШЛЮПОМ. Это вооружение, при котором яхта, кроме грота, несет еще один передний парус — стаксель. Шлюп может быть гафельным или бермудским. Бермудский шлюп — сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размеров.
Среди бермудских шлюпов, в свою очередь, можно выделить нормальный бермудский. Его еще называют “три четверти”, т. к. стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты. Такой парус устанавливается на гоночных яхтах. Крейсерско-гоночные оснащаются бермудским шлюпом с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему до самого топа мачты).
Когда парусность — больше 60-80 м2, ее делят между большим числом парусов. Для таких яхт применяют тип вооружения, называемый ТЕНДЕРОМ. Он несет в переднем треугольнике два или более передних паруса — стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (у самого топа мачты).
Двухмачтовое вооружение применяется на крупных крейсерных яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендера. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Морские качества двухмачтовых яхт достаточно велики: убрав те или иные паруса, можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя их, приспособиться к большему диапазону сил ветра.
Не очень большие крейсерские яхты (парусность 50-100 м2) вооружают иолом или кэтчем.
ИОЛ имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью; ее площадь обычно составляет 8-10% общей площади парусности яхты. На иолах бизань — скорее воздушный руль.
КЭТЧ отличается большей бизанью (15-25% от общей площади) и расположением бизань-мачты: она стоит перед головкой руля.
ШХУНА имеет заднюю мачту (грот-мачту) выше или равную передней (фок-мачте). Паруса называются, соответственно, фок и грот. Промежуток между фок- и грот-мачтами заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами вооружают самые крупные яхты: парусностью 150-200 м.
|