Дончанин Александр "Skif" Евсеев вернулся недавно из Монголии. Летний вояж в Улан-Батор - ход оригинальный сам по себе. Александр же проделал путь из Донецка в Монголию и обратно на мотоцикле.
Внушительной выглядит даже статистика мотопробега Донецк - Улан-Батор - Донецк:
- 48 дней заняло путешествие, длившееся с 17 июля до 2 сентября
- 19 тысяч километров было пройдено за это время
- около 988 литров бензина потребовалось для путешествия
- 2,5 тысячи долларов составил бюджет мероприятия
- 120 килограммов снаряжения пришлось захватить с собой
- 1000 фотографий была привезена из пробега
Еще увлекательнее цифр - подробности, которыми Александр поделился с нами в интервью:
- Итак, что это было?
- Назовем это мотопробегом. Нас было двое: на мой взгляд, это просто идеальный вариант для таких дальних путешествий. Мы уже путешествовали вместе, знаем характер друг друга, что немаловажно в дороге. Так что ехал с проверенным человеком - это Ашот "Горец" Акопян из Симферополя. Он президент крымского байкерского клуба "Островитяне".
- Куда, кроме Монголии, вы уже ездили вместе?
- Мы познакомились с ним на байкерском слете в Луцке, в 2005-м году. И с тех пор дружим, общаемся, в 2007-м году вместе ездили на Алтай. Что касается этого сезона, вообще-то, у меня план был другой - я хотел поехать во Владивосток. На одном из слетов мы с Ашотом об этом переговорили. Монголия меня тоже интересовала: многие путешественники - и наши, и из Европы - хотели бы туда поехать или уже ездили. Я начал собирать информацию и на предмет путешествия в Монголию - но ее, как выяснилось, кот наплакал. Вообще, если я начинаю что-то планировать, обязательно появляются какие-то силы, которые препятствуют этому мероприятию. И в этот раз, как всем известно, нагрянул кризис. Было тяжеловато спланировать прежде всего бюджет. В определенный момент вопрос вообще стоял так: не ехать ни во Владивосток, ни в Монголию. Ашот же настроился серьезно, с весны вел подготовку к поездке в Монголию, а я до последнего момента не знал, поеду ли. Окончательное решение о поездке в Монголию принял дня за четыре до старта. Ашот до последнего думал, что придется ему ехать одному. Он очень обрадовался, узнав, что я присоединяюсь. Мне тоже было приятно.
- В подобных мотопутешествиях компания обязательна? Вы ведь на дороге не можете разговаривать друг с другом...
- Но чувство локтя, чувство, что рядом есть надежный человек - впереди или сзади - придает уверенности. Ты знаешь, что рядом человек. на помощь которого ты можешь рассчитывать. По опыту скажу: обычно ребята-байкеры ездят в дальние поездки в одиночку, но если получается ехать компанией - лучше всего ехать вдвоем, максимум - втроем. Иначе будет тяжело передвигаться по трассе и будут неудобства в плане скоростного режима. Когда мы вдвоем едем, мы знаем скорость, манеру друг друга, едем в зоне видимости друг друга, соблюдая безопасные интервалы. У нас с Ашотом есть определенный язык жестов, с помощью которого тот, кто едет впереди, может показать, где опасно, где объехать надо.
- Вы вообще ведь не новичок в этом деле?
- Да, я байкер со стажем, но был определенный перерыв: после распада Союза не ездил, устраиваться как-то надо было в жизни. А по молодости ездили в Крым, на Кавказ.
- Ваш первый мотоцикл?
- Это не мотоцикл был, а то, что называется "дырчик". Назывался он "Рига", сделан был на базе велосипеда, с педальным моторчиком...
- И из Донецка до Риги доехать, конечно, не мог?
- Какой там! У него всего 49 кубиков было. Потом появились "Верховины" львовского производства, а потом уже сел на серьезную (по тем временам) технику - "Восход", "Ковровец". Первая иномарка у меня была - Pannonia венгерского производства, но больше 80 км/ч он не ездил. А потом, конечно, была у меня "Ява" - двухцилиндровая, 350-кубовая. А потом армия и после нее - перерыв: к мотоциклам не подходил, не интересовался. А потом, смотрю, ребята переделками стали заниматься, заинтересовался снова, купил сыну скутер и сам на нем покатался немножко, а потом все пошло и поехало. Было три Aprilia у меня, последний на 400 кубиков. Когда стал планировать первую после перерыва дальнюю поездку, на Байкал, задумался уже о серьезной технике и приобрел Kawasaki ZZR-1100: с 400 кубиков пересел сразу на литр сто. На нем я в 2005-м успешно съездил на Байкал и вернулся обратно. Следующий сезон я откатался на BMW, следующий мотоцикл был - BMW LT-1200, на нем я с Ашотом ездил на Алтай в 2007-м.
Когда все начали покупать "голды" (так называют мотоциклы Honda Gold Wing), и я загорелся, купил. 2008-й год я на ней полностью сезон откатался: в апреле я уехал и в августе только вернулся домой, почти пять месяцев провел пути, Украину объехал всю, Белоруссию - всю, европейскую часть России - всю. Практически я посетил тогда больше 30 слетов байкерских. На одном из слетов, на Тарасовой горе мой друг из Алчевска был на трайке на базе Gold Wing. Я попробовал - мне очень понравилось, загорелся им, приобрел себе.
Ну, а самый мой любимый мотоцикл - легендарный, уже снятый с производства Honda XRV-750 Africa Twin. На нем я ездил в Монголию и очень им доволен.
- Вы настоящий модник: два сезона на одном мотоцикле не ездите?
- До лета прошлого года у меня в гараже стояло четыре мотоцикла. Но потом я подумал: солить их, что ли? Сейчас два: Honda XRV-750 Africa Twin и трехколесный Gold Wing, потому что я являюсь членом Gold Wing Сlub Украина.
- Возвращаемся к старту вашего путешествия в Монголию. Как вы все же решились?
- Меня соблазнила пустыня Гоби. Подумал: на Владивосток я успею съездить, а в Гоби - получится ли? 16-го июля Ашот выехал из Симферополя, к вечеру уже был у меня, а 17-го июля мы выехали в наше путешествие, на абсолютно одинаковых мотоциклах. Маршрут был такой: Донецк - Волгоград - Саратов - Самара - Уфа - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Улан-Батор. Но, как обычно, поскольку все было спланировано, началось путешествие не по плану: у нас маршрут изменился и мы поехали в Ростов: надо было встретиться там кое с кем. Переночевав на байк-посту, на следующее утро мы выехали на Волгоград и уже придерживались своего плана
- Байк-пост - это?...
- Ну, это такие пристанища для байкеров, байкерами же сделанные: там можно покушать, передохнуть и стоит не так дорого, как в обычных гостиницах.
- А если байк-посты на вашем пути не встречались, вы все же вынуждены были тратиться на гостиницы?
- Да, но единственный раз мы останавливались в отеле в Волгограде. Весь остальной маршрут нас встречали по пути наши друзья, в домах которых мы останавливались. Друзей у нас очень много. Мотопутешественники, которых мы называем ездовыми или дальнобойщиками, все друг друга знают, в какой бы стране мы ни жили. Все знают, что мы едем, все готовы нас принять.
- Сколько, в среднем, в сутки вы проводили на колесах?
- Бывало по разному, в среднем - 450-500 км в день. А вообще, весь маршрут у меня составил около 19 тысяч километров. У Ашота - порядка 22-х тысяч, потому что на обратном пути в Алма-Ате мы с ним расстались. Мне нужно было срочно возвращаться, а он проехал еще через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Я, выходит, проехал только через 4 страны: Украина, Россия, Казахстан, Монголия.
- Очень любопытно узнать, каков бюджет мероприятия.
- Конечно, это может быть интересно тем, кто, может, захочет повторить наш маршрут. Я приведу цифры на одного человека. Если ехать, например, с попутчицей, как обычно многие делают - умножайте на два. Изначально мы рассчитывали, что на человека понадобится порядка пяти тысяч долларов: бензин, жилье, притом неизвестно, что нас ожидало в Монголии и Казахстане. В конечном итоге, получилось так, что я потратил две с половиной тысячи всего. Ну, плюс-минус сто долларов.
- И не считая затрат, которые потребуются на восстановление мотоцикла?
- Да, конечно. Будет произведена ревизия, кое-что придется поменять. Все ведь зависит от того, кто и как эксплуатирует мотоцикл. Хотя пустыня агрессивна, конечно: песок - это абразив, детали изнашиваются быстро.
- И как же вам Гоби, ради которой все и затевалось?
- Мы специально выбрали самый сложный маршрут для поездке по пустыни, по которому ездят в основном профессионалы. Очень коварные участки есть: песок, камни, канавы, промоины. Попадали мы и в ливень, "тонули" по самые щитки приборов. Попадали в пыльные бури. Я вам скажу, что страшные картины.
- К тому же во всей пустыне вы одни...
- Да, "в чистом поле васильки". Никого, мы одни.
- Связь хоть была?
- Только в городах. В монгольских городишках статуса наших областных население, я так думаю, не больше 40-50 тысяч, а то и меньше. А за пределами городов - никакой связи и никаких дорог. Гоби, которую можно увидеть по телевизору и в Интернете, и Гоби, которую увидел я, - это совершенно разные вещи.
- Какая лучше?
- Та, которую я увидел и по которой я проехал. Я представлял, что пустыня Гоби - это пески и барханы. Ничего подобного! Да, там есть места с песками и барханами, но в основном это песчано-каменистая пустыня: очень мелкий камень типа гравия с песком перемешан. Все бурого цвета. Кустарников и деревьев, понятно, нет, а травка кое-где показывается.
- Сколько дней вы ехали именно по Гоби?
- Обычно, как нам рассказывали байкеры, в том числе местные, на маршрут, который мы избрали, больше недели уходит. Мы его прошли за пять дней.
- Гостиниц и мотелей в Гоби, надо понимать, нет?
- Нет, конечно. Поэтому, въезжая в пустыню, запаслись водой, пакетиками с едой быстрого приготовлениями. Кушали, практически, только вечером, уже когда становились на ночлег, и утром.
- Похудели?
- 12 килограммов потерял. Но так после мотопробегов бывает всегда, потому что это большая физическая нагрузка. Да и моральная тоже: когда едешь по пустыни - впереди всегда неизвестность. Едешь по территории, о которой знаешь только понаслышке. Когда асфальт закончился и мы посмотрели, куда мы едем, - честно говоря, тоскливо стало на душе. Но путешествие стоило увиденного и пережитого.
- Что особенно запомнилось?
- Ландшафты Монголии: скупые, но завораживающе красивые.
- Ломались в пути?
- Не без этого, но поломки были некритичные. Критично было, когда мы утонули по самые щитки.
- В пустыне ливень превращается в потоп?
- Точно. Здесь мы не видели таких ливней, какие бывают в пустыне. Монголы отмечают. что и там в последние три года не случалось подобных. Дождь не прекращался три дня. Мы выехали в пустыню как раз в третий день, на пике. Хотя знали, что во время дождя соваться в пустыню - гиблое дело. Мы сунулись - и теперь есть что вспомнить. Пустыня - это же не равнина, а сопки, вода с сопок стекает, идет по низинам потоком и вымывает промоины довольно глубокие. Под водой их не видно - в одну из промоин мы и попали. Переживали, конечно, за технику, но все обошлось.
- Во время ливня, наверно, еще и холодно было?
- Да, холодно. В Монголии вообще резко-континентальный климат: там в полдень может быть 40 градусов, а ночью - 8.
- На каком языке говорили в Монголии?
- На русском, конечно, - его там прекрасно знают, у нас там теперь много друзей-байкеров.
- Национальную кухню изучили?
- Кончено! Она не такая скупая, как монгольские пейзажи. Кухня своеобразная, но очень сытная и дешевая.
- Что особенно пришлось по вкусу?
- Как вам сказать? Непросто было даже заказ сделать, когда ты читаешь меню, не понимая в нем ни слова. Но мы быстро сориентировались: смотрим по сторонам, что другие кушают, и просим такое же. Есть там такое блюдо под названием "бозы" - это аналог мантов, только бозы похожи на шарики. Они готовятся на пару и один шарик получается размером с кофейную чашечку. Три шарика - достаточно, чтобы наесться. Их надо аккуратно надкусывать и выпивать сначала их ароматный сок, а потом только кушать: фарш для бозов делает из трех видов мяса, с большим количеством специй. И водка "Чингисхан" нам понравилась - очень приятная, мягкая, 39 градусов всего. Пиво очень хорошее местное. А вот слова выговаривать очень сложно. Особенно, когда начинаешь знакомиться с людьми: они называют свое имя, а ты запоминаешь только первую букву, дальше - язык сломаешь. Мы запомнили имя только одного Тимура: да и то, это он так специально для нас назвался, а вообще он Тумро. Но Тумро тоже можно запомнить, а вот все остальное...
- Ваше путешествие в Монголию было не только очень увлекательным, но и довольно изнурительным. Напрашивается вопрос: ради чего это все? Почему не добраться туда, например, самолетом?
- В том-то и прикол, чтоб доехать туда на мотоцикле! Даже если ты путешествуешь на машине, ощущение не то. Вот вам пример: мы только пересекли границу Монголии, отъехали, может, километров 15-20 - и вдруг такой запах полыни! Я еду - и слышу запах цветов, травы, меда, который идет от цветов. В машине этого не ощутишь, не говоря уж о самолете. Ехать, чтобы просто посмотреть что-то в Монголии, нет смысла, честно говоря. Там есть интересные исторические места, но они разбросаны по огромной территории, а с дорогами так очень плохо. А вот ехать с целью испытать себя, получить адреналин, получить массу удовольствия, посмотреть то, куда не ведут никакие дороги, испытать технику - это другое дело, это затея стоящая. Честно говоря, мы, вернувшись из Монголии, уже подумываем над следующим нашим проектом... Хотя, нет, не буду говорить: я же признавался уже, что если что-то спланирую, обязательно найдутся препятствия.
- Сколько стоит мотоцикл, на котором вы ездили в Монголию?
- В зависимости от комплектации и года выпуска - от 7 до 12 тысяч долларов.
- Чтобы приобрести "лошадку", собрать снаряжение и сформировать бюджет собственно пробега, наверно, приходится и отказывать себе в чем-то?
- Конечно. Например, на эти деньги можно поехать на пару недель в Анталию или на Кипр, но я лучше в этом себе откажу, в какой-нибудь вещи для себя, но куплю резину или запчасть для своего "конька", на котором я поеду в какое-нибудь по-настоящему незабываемое путешествие.
Вещи, которые оказались самыми нужными в мотопробеге Донецк-Монголия:
- дождевики
- непромокаемая обувь
- палатка
- спальник
- запас воды (за один "переход" мотоциклист теряет до 2,5 литров воды)
- запасная резина (большую часть пути ехали по асфальту, а для монгольского бездорожья предназначался специальный комплект)
- молоток (в один из моментов мы хотели его даже выбросить за ненадобностью, но когда надо было выбить подшипник, порадовались, что этого не сделали)
- фотоаппарат и видеокамера
|