Как правильно тормозить на роликах? Этот вопрос реально беспокоит всех начинающих. И если вы делаете первые шаги на роликах и чувствуете, что затормозить на них непросто, можем заверить: это не так сложно, как кажется! Главное - верный подход!
Начнем, пожалуй, с витрины магазина. Представьте: вы еще без роликов, а на витрине стоит с десяток блестящих и разнообразных моделей. Причем все фитнес-модели укомплектованы торчащим сзади резиновым тормозом, а агрессив-модели, как правило продаются с бирочкой, в переводе с английского сообщающей примерно следующее: "…если вы покупаете эти роликовые коньки, подразумевается, что вы уже владеете основами катания, поэтому наличие тормоза на них не предусмотрено".
Почему так? Давайте разберемся.
Активный или пассивный тормоз, прикрепленный к раме за последним колесом, устанавливается по двум причинам:
- во-первых, для успокоения покупателей. То есть, когда покупатель спрашивает: "А как же я на них тормозить-то буду?", продавец авторитетно заявляет: "Вам совершенно незачем беспокоиться! Здесь же есть специальный тормоз!"
Хотя насчет "не беспокоиться" вам неверно посоветовали. Ролики у такого продавца, конечно же, купят, но вот вопрос о торможении все равно останется открытым, даже после первой попытки затормозить с помощью "этой штуковины".
Есть еще вторая причина наличия у роликов этого пластикового довеска – формальность, в связи с которой производители просто обязаны выпускать ролики с заложенной концепцией безопасности.
Приведем типичные аргументы "за" и "против" использования прикрепленных к роликовым конькам тормозов.
Против:
1. Тормозной путь с использованием резинового тормоза в непростых ситуациях может оказаться значительно длиннее, чем при торможении без него (т.е. с помощью других способов).
2. Научиться эффективно тормозить простыми способами без тормоза достаточно легко.
3. При торможении без тормоза (тавтология, ну и что!) роллер действует двумя ногами, в то время как с тормозом одна нога у него (на первых порах) будет выводиться из игры, при этом человека может еще и закрутить, выведя тем самым из равновесия.
4. Наличие тормоза заметно усложняет выполнение некоторых приемов катания, таких как поворот переступанием (кросс-ролл), катание спиной вперед, а некоторые трюки с ним вообще невозможно сделать.
Плюсы использования штатного (резинового) тормоза.
1. Начинающим овладеть им все же проще, нежели любым другим видом торможения.
2. Штатный тормоз может быть полезен при интенсивном катании по городу, то есть, там, где недостаточно места для маневра.
3. Использование тормоза людьми, занимающимися стандартным фитнес-катанием, вполне оправдано.
Но суть вопроса одна: как поступать - человек решает только сам.
Итак, с теорией разобрались, переходим к видам торможения.
Торможение с помощью тормоза (бывают активные и пассивные)
Активный тормоз действует так: при разгибании ноги в колене тормозная колодка через систему рычагов опускается и прижимается к асфальту. То есть, от роллера, по сути, требуется только одно - перед началом торможения встать в правильную позицию: немного вынести вперед ролик с тормозом и перенести на него вес тела, затем немного отклониться назад и выпрямить ногу в колене.
Торможение пассивным (неподвижным) тормозом: коньки ставятся в продольную стойку (ролик с тормозом - впереди), но вес тела остается на задней ноге. После этого передняя нога разгибается и тормозящий конек ПЛАВНО!!! отклоняется назад до соприкосновения колодки тормоза с асфальтом.
Торможение на роликах без тормоза
Существует несколько видов торможения без тормоза:
- не техничные виды торможения,
- техничные виды торможения.
В рамках каждого вида есть способы нескольких уровней сложности: начальный, продвинутый и артистик. Последний описывать не будем, так как основное назначение артистика - не эффективная остановка, а просто оригинальные способы удивить окружающих.
"Не техничные" виды торможения
Существует несколько способов остановки, которым не надо особенно учиться, просто надо их знать. Например, на средних скоростях можно выскочить на траву и немного по ней пробежаться, как в обычной обуви.
Еще один способ – это торможение о статичные, фиксированные предметы. О стену – это на крайний случай и только на небольшой скорости. А вот дерево или столб иногда могут стать вполне приемлемым вариантом: подъезжая к дереву, схватитесь за него руками, вас развернет вокруг ствола и, скорее всего, аккуратно положит с другой стороны.
Важно помнить одно - подъезжать к дереву нужно только сбоку!
Торможение о препятствие
Следует избегать прямого удара о препятствие на большой скорости, наиболее приемлемо движение по касательной, уцепившись за препятствие руками. При этом, как правило, происходит разворот и плавное гашение скорости.
Эффективность: 5. Безопасность: 2 (здесь и далее оценка по 10-балльной шкале).
Ass-stop
Садимся на пятую точку. При этом вероятность получения ушиба равна 100%. При прорыве одежды возможно существенное обдирание кожи. Необходимо беречь копчик - т.е. садиться надо на одну ягодицу, а не на обе. Выставлять руки назад нельзя – это чревато переломом запястья.
Эффективность: 4. Безопасность: 1.
Grass-stop
Один из самых безопасных способов "нетехничного торможения" - это попросту выпрыгивание на газон. Тут есть два варианта действий: можно проскользить по траве на боку, а можно и пробежаться. Выбор действий зависит от скорости и качества газона. К примеру, по ухоженному "Canada Green" можно глиссировать почти вечно. А вот по бугристому творению "Мосзеленхоза" лучше пробежаться.
Нюанс - на газоне колеса почти полностью прекращают вращение, и возникает большая вероятность падения по инерции по ходу движения. Бояться, что на газоне ролики сильно попортятся - не стоит... шкура дороже!
Эффективность: 4. Безопасность: 4.
Торможение "плугом" (V-stop)
Ноги широко разводятся в стороны, носки роликов начинают сводиться друг к другу, но окончательному их сведению стоит препятствовать мышечным усилием. Для эффективного торможения требуется хорошее развитие мышц ног.
Эффективность: 1-3. Безопасность: 4.
Чирк-чирк
Еще один не слишком активный, зато безопасный способ: в продольной стойке ставишь один конек перед другим и делаешь так, чтобы заднее колесо конька соприкасалось с передним колесом второго.
Эффективность: 1-3. Безопасность: 4.
Торможение поворотами (змейкой, слаломом)
При чрезмерном разгоне скорость сбрасывается мелкими поворотами. Чем интенсивнее осуществляется поворот, тем существеннее снижение скорости. Минус - требуется достаточно большая ширина трассы.
Эффективность: 1-3. Безопасность: 3-5.
Торможение разворотом
Конек опорной ноги продолжает поступательное движение, тогда как другой конек ставится на переднее колесо и разворачивается пяткой к опорному, образуя тупой угол между роликовыми коньками. В результате и происходит разворот. Главное тут - не переборщить с усердием и не "доворачивать"- инерции движения и так достаточно. Этот способ торможения требует хорошо развитого навыка удержания равновесия - при недостаточном наклоне тела вперед возможно падение на спину.
Эффективность: 3-4. Безопасность: 1-4.
T-stop
Один из роликовых коньков заводится за другой и ставится всеми четырьмя колесами перпендикулярно ходу движения. При злоупотреблении этим способом происходит повышенное истирание колес с одной стороны конька. Чтобы успешно затормозить таким образом, нужно хорошо уметь удерживать равновесие при езде на одном коньке.
Эффективность: 2-4. Безопасность: 2-5.
Power-slide (он же Power Stop )
Один из наиболее сложных в техническом плане, но и наиболее эффективных способов торможения, пришел он в роликовые коньки из хоккея на льду. Реализуется метод так: опорный конек разворачивается и продолжает катиться задним колесом по ходу движения, при этом опорная нога существенно сгибается в колене; в то же время тормозящая нога описывает дугу и выпрямляется, ставя конек перпендикулярно ходу движения и гася скорость. Возможна и альтернативная схема выполнения этого элемента: оба конька разворачиваются на 180 градусов, а затем тормозящий конек по широкой дуге выводится по ходу движения до перпендикуляра к опорному коньку. При этом нужно глубоко присесть на опорную ногу и максимально выпрямить тормозящую. Особенность этого способа - необходимо пристутствие духа.
Эффективность: 5. Безопасность: 4.
Parallel-stop
Этот способ тормозить тоже пришел в роликовые коньки из ледового хоккея. Состоит он в следующем: при движении делается очень резкий разворот обоих роликовых коньков поперек движению (на 90 град.) и удержание их в этом положении. При этом необходимо слегка присесть для повышения устойчивости и увеличения давления колес на поверхность - во избежание чрезмерного проскальзывания. Особенность этого способа - пристутствие духа необходимо вдвойне.
Эффективность: 5. Безопасность: 4.
По материалам Roller.ru
|