Корреспондент "СЭ ЭКСТРИМ" Денис Бочаров побеседовал с механиком одного из спортивных магазинов Москвы Владимиром Дорониным, который уже пять лет чинит экстремалам байки, лыжи, доски и прочий инвентарь. Помимо общих сведений Володя поделился с читателями информацией о том, как настроить переключатель скоростей велосипеда.
- Володя, расскажи, как получилось, что ты стал работать механиком?
- Да все как у всех - предложили попробовать, я попробовал, понравилось, вот так и стал работать.
- То есть, ты этому специально нигде не учился?
- Знаешь, специально чинить велосипеды в России пока не учат. А так, я по образованию автомеханик, окончил автодорожный техникум, работал какое-то время автослесарем, так что по железякам я загоняюсь уже довольно давно!
- Доволен работой?
- Да, вполне: меня все устраивает. Хороший коллектив, график довольно свободный, что мне крайне выгодно, поскольку я еще на одной работе работаю!
- Если не секрет, где?
- Да нет, не секрет. Спасатель я (улыбается)!
- Расскажи об этом поподробнее: не каждый день знакомишься с механиком–спасателем!
- Да все довольно просто. Я учусь на спасателя, - это пока не академия МЧС, хотя о поступлении туда тоже думаю. Это что-то вроде школы МЧС. То есть, мы изучаем все, чему учат в академии, только без звания.
Допустим, поступает вызов - открыть дверь железную, или кошку с дерева снять: а мы тут как тут. Или вот еще пример из опыта: катался мужчина на роликах без соответствующей защиты (кстати, на будущее: катайтесь только в защите, чтобы ничего подобного не произошло!) - ну вот, падает он на роликах, руки выставляет вперед, а на пальце у него кольцо было. Сдирает он себе руки, а кольцо под кожу загоняет… Одним словом, жесть!
- Ладно, хватит про МЧС, у нас все же разговор не про армию спасения, а про экстрим! Скажи, какой спектр услуг вы оказываете своим клиентам?
- Да все: начиная от натяжки цепи и заканчивая обслуживанием вилок.
- А с какими видами поломок чаще приходят?
- Чаще всего это «восьмерки» - приходиться исправлять. Также часто переключатели настраиваем.
- Кстати, расскажи, пожалуйста, как настроить правильно переключатель!
- Все довольно просто:
Шаг 1. Устанавливаете цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади. Находим на своем переключателе регулировочные винты H и L.
Шаг 2 - ослабляем трос заднего переключателя. Вращаем барабан регулировки натяжения троса по часовой стрелке до упора. То же самое проделаем с барабаном на манетке.
Затем, шаг 3, снимаем трос. Ослабляем винт крепления троса (внутренним шестигранником) и вынимаем трос из крепления (из переключателя его вытаскивать не обязательно). Но не лишней будет проверка состояния троса. Если трос изношен или расплетен, то лучше его заменить. А если он грязный, то его надо почистить и смазать. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач.
Шаг 4 - устанавливаем большие передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт H, выровнять ролики натяжителя и самую маленькую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. Если ролики натяжителя сдвинуты вправо, то цепь с трудом переходит на большие звездочки. Надо покрутить винт H по часовой стрелке. Если сейчас покрутить педали (приподняв заднее колесо), то на самой маленькой звездочке цепь должна работать бесшумно и без попыток перескочить в сторону.
Шаг 5 - устанавливаем трос. Заправляем трос под винт крепления, натягиваем трос посильнее одной рукой, а другой рукой закручиваем винт крепления троса. Если для троса в зажиме предусмотрена канавка, то надо убедиться, что трос попал в эту канавку, а не лежит рядом.
Не переусердствуйте с затяжкой винта - в этом месте очень легко сорвать резьбу.
Шаг 6 - устанавливаем малые передачи. Для этого сначала выворачиваем регулировочный винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Вращая педали, переводим манетку на первую передачу, то есть ставим цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звездочки. Пока еще переключатель не отрегулирован, это лучше делать осторожно - цепь может проскочить левее самой большой звездочки и попасть в спицы.
Шаг 7 - регулируем малые передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт L, выровнять ролики натяжителя и самую большую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. Обычно регулировочный винт надо просто затянуть до тех пор, пока он не начнет туго вращаться. Шаг 8 - регулируем натяжитель цепи, если он есть на вашем переключателе. Для этого ставим цепь на самую маленькую переднюю звездочку и самую большую заднюю, и крутим педали назад. Если верхний ролик натяжителя задевает зубья звездочки, то надо покрутить винт регулировки натяжителя и добиться того, чтобы этот ролик отодвинулся от звездочки примерно на 5 мм. Потом переводим цепь на самую маленькую звездочку и проверяем натяжение цепи там.
Шаг 9. Теперь надо проверить правильность и четкость переключения передач. Для этого лучше всего немного прокатиться - при нагрузке все неточности регулировки проявятся лучше. Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние (или плохо возвращается на крайние), то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса.
Дальше регулировку можно закончить уже в процессе катания.
- Большое спасибо, это очень полезная информация! Володя, а как ты вообще относишься к ремонту в домашних условиях – ведь многим просто лень тащиться в сервис?
- Да ради бога, пускай делают. Знаешь, что раздражает больше всего? Есть определенный тип людей, которые пытаются что-то сделать сами, у них не получается, происходят поломки, а потом они приходят и пытаются по гарантии починить. Разве механики - лузеры, что ли? Как будто мы не видим, что гайки стесаны, шлицы разбиты, а клиенты с пеной у рта доказывают, что это так и было.
- А работать когда больше приходиться? Зимой или летом?
- Да все же летом, наверное, больше.
- А сам катаешь на чем-нибудь?
- Да, я с 12 лет на лыжах стою, представляешь, это практически полжизни! Получилось как у всех: встал, понравилось… И понеслось: сборы, соревнования, постоянные поездки и катание, катание, катание. Дома я практически не жил. Побывал везде, начиная от Камчатки и заканчивая Хибинами.
- А на борде катаешь?
- Да, катаюсь, но мне не очень нравиться.
- Ты довольно много катаешься и на велосипеде, и на лыжах, так вот - какая тусовка тебе больше по душе?
- По мне, самая лучшая тусовка, на мой взгляд, это велотуса! Хотя, сноубордическая тоже неплохая. В обеих полно райдеров без «башни», которые делают такие вещи, от которых сердце замирает! Лыжники как-то более консервативны, в России, по крайней мере. Я думаю, история сыграет свое дело, ведь сноуборд – это отголосок серфинга, а это великие корни.
- Часто катаешь на велосипеде?
- Часто, собирался даже в последнем контесте участвовать. Но на тренировке руку сильно повредил, и врачи запретили всякого рода нагрузки. А так бы показал, на что старая гвардия способна (улыбается)!
- Еще покажешь!
- Конечно!
- Слушай, у тебя как у механика, наверно, должен быть отличный байк?
- Как сказать… То, что у меня есть, меня вполне устраивает. Я на нем и стрит, и дерт, и даунхилл катаю - Brave Machine 11. Отличный агрегат.
- А как тебе, кстати, прошедший контест? Оценил Ники Лейтнера?
- Контест был отличный, ребята постарались на славу! Это, пожалуй, лучшее, что было в России до этого момента. Что до австрийца, то могу сказать, что Ники - сильный райдер, но, если честно, ожидал от него большего.
- А как ты относишься к экстриму в России?
- Конечно только с положительной стороны. Я думаю, такими темпами, как он развивается у нас, мы далеко пойдем. Посмотри, как он поднялся за последние пять лет! Причем я говорю про весь экстремальный спорт, а не только про горный велосипед.
- Как должен выглядеть твой идеальный день?
- Быстро встать, поесть и пойти на работу, а после этого – релакс!
- Круто! А я думал, поваляться в кровати, посмотреть телик…
- Нет-нет, ни в коем случае! Знаешь, чего бы мне хотелось? Чтобы рабочий день начинался часов в семь утра, и чтобы в три дня уже был свободен!
- С какими людьми тебе комфортно?
- С не тупыми и честными.
- На последок, твои пожелания всем райдерам, вне зависимости от того, на чем они катаются?
- Доски, велосипеды, лыжи - вторично, здоровье первично! Велик или доску сломаете, купите новую, а вот здоровье не купите.
- Истина!
- Да, и катайтесь в защите!
- Ладно, не буду тебя отвлекать больше, а то ты эту гайку наверно уже минут двадцать открутить пытаешься…
- (Смеется).
|