Спорт-БАZАР. Велосипеды, роликовые коньки, лыжи, сноуборды, туризм. Cпортивная барахолка.
 
Новости Базар Статьи
ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
СНОУБОРД
ВЕЛОСИПЕД
РОЛИКИ
ТУРИЗМ
ФИТНЕСС
ИГРЫ
ВОДА
ВОЗДУХ
МОТОРЫ



Rambler's Top100
Rambler's Top100
 


Наши друзья

Весь спектр интернет-услуг
Официальный сайт Федерации сноуборда Сибири
Омский Snowboard Клуб


Горные лыжи и сноуборды в магазинах Триал-Спорт

Велосипед зимой: это можно!

bike4u.ru

Автор: Василий К.

Вам никогда не приходилось, неспешно обгоняя лыжников на велосипеде, ловить на себе удивленные взгляды? Если приходилось, то вы уже знаете, что зимнее катание совсем не похоже на обычные весеннее-летние покатушки, хотя бы потому, что оно – зимнее. Другая дорога, другая динамика движения, другая одежда…

Предлагаю ознакомиться с 16-ю причинами, почему зимой на байке лучше!

1. Зимой нет комаров.
2. Снег зимой гораздо приятнее дождя летом.
3. Стекла, гвозди, колючки и консервные банки зимой прячутся под снег и не прокалывают колеса.
4. Бревна присыпаются снегом и превращаются в бугорки, а не в сложные препятствия, особенно, если ты только учишься через них перепрыгивать.
5. На мягком снегу резина изнашивается гораздо меньше, чем на жестком асфальте.
6. Зимой, из-за обилия снега байк очень легко очищается от летней грязи, сберегая велосипедисту массу времени.
7. Мороз зимой переносится гораздо легче, чем жара летом. С ним легче бороться путем увеличения темпа езды. Летом же, интенсивная работа мышц только усугубляет ситуацию.
8. Зимой меньше хочется пить.
9. Ни одна любящая жена байкера не сможет отказать в покупке дорогостоящих дисковых тормозов, так как обычные зимой тормозят очень плохо.
10. Падать на мягкий снег зимой гораздо приятнее, чем на твердую почву летом.
11. Если же все-таки байкер ударится зимой, то можно сразу приложить к больному месту холодный снежок или ледышку, многократно облегчая страдания.
12. Адреналина в крови от езды по снегу выделяется гораздо больше, чем при езде по летней грязи.
13. Зимой в лесу гуляет меньше народа, да и темнеет быстрей, а потому пешеходы значительно раньше возвращаются домой, освобождая байкеру тропинки.
14. Зимой собаки бегают по снегу гораздо хуже, чем по летней траве и грязи.
15. Объезжать лыжников гораздо легче, чем пешеходов, а средняя скорость езды велосипеда по лыжне примерно в 2 раза выше аналогичной на лыжах.
16. Зимой очень легко можно начать «моржевать», просто катаясь по льду реки или переезжая через ручейки по обледенелым мостикам без перил.

И это отнюдь не все преимущества зимы. Но есть и видимые недостатки. Зимой практически невозможно долго кататься, хотя бы из-за того, что холодно, а соль, обильно покрывающая дороги зимой, за считанные недели может уничтожить ваш байк, если вы не будете принимать никаких защитных или профилактических мер. И не только это.
Но не даром говорят, что «охот пуще неволи», тем более что яростная война с сугробами, снег, летящий в лицо, балансировка на льду, хруст шипов, угрызающихся в лед, добавляют изрядную порцию адреналина в кровь не хуже, чем прыжки с трамплинов или спуск с горы в более теплое время года. Поэтому зимний байк, как это ни странно звучит, относительно редкое, но все же реальное и вполне допустимое явление в наших широтах.

Особенности русской зимы (с точки зрения байкера).
Зима в России – это зима, а значит, холодно. Температура воздуха зимой может и не достигать пресловутых минус 30 градусов по Цельсию, когда даже не всякий опытный лыжник решится выйти из дома, а колебаться где-то в «разумных» пределах «+5» – «-5». Но даже при такой температуре холод способен причинить байкеру немало хлопот.
И какая зима без снега? Разве что африканская. Но речь-то идет о русской зиме, а значит, обязательно снег, да к тому же в силу резких колебаний температуры – это то сугробы в человеческий рост, то жидкая грязь, то присыпанный снегом лед. А если лед, то, следовательно, обилие соли на городских улицах. И даже в пригородных лесах и парках зимой можно найти на тропинках следы соли.
А что касается спортивной специфики зимы, то зима – время для лыж, а потому очень часто на тропинках лесопарков, кроме обычных людей, с детьми на санках, нередко можно встретить проносящихся во всю ширину дорожки «коньковым ходом» лыжников. Такие спортсмены нередко вызывают недовольство у пешеходов, а что же тогда говорить о велосипедистах? Мало кто ожидает увидеть зимой в лесу героя на велосипеде, поэтому, если велосипедист не будет предельно внимательным, могут произойти всякие неприятности.
Учитывая эти и многие другие особенности, можно сделать вывод, что зимнее время года предъявляет особые требования к подготовке велосипеда, его хранению, обслуживанию, настройке и комплектации, да и в первую очередь к самому байкеру. А потому рассмотрим некоторые детали, способные существенно облегчить жизнь любителю зимнего катания на велосипеде.

Экипировка.
Начнем, пожалуй, с того, что, катаясь зимой, необходимо особенно тщательно подбирать одежду. Естественно, необходимо одеваться так, чтобы не замерзнуть, но, поскольку влага очень быстро вытягивает тепло из тела, не стоит одеваться слишком тепло. Верхняя одежда должна быть достаточно свободной для того, чтобы под неё можно было надевать защиту и при этом не стеснять движения. Одновременно верхняя одежда не должна «парусить», попадая при этом в цепь и разные узлы велосипеда (иногда, чтобы избежать этого, байкеры подвязывают широкие штанины шнурками. Также необходимо предусмотреть защиту от обморожения кожи лица, ушей, голова (для этого существуют специальные балаклавы), совместив все это с очками и шлемом.

Отдельная проблема – защита кистей рук и ступней. Перчатки должны не только обеспечивать защиту от холода (а пальцы – один из наиболее подверженных обморожению участков тела), но и позволять легко манипулировать манетками. Очень неплохо возить с собой запасную пару перчаток, а то и сразу две. Перчатки для катания стоит выбирать таким образом, будто на улице на 10-15 градусов холоднее чем в настоящий момент. А запасные шерстяные носки в зимнем катании – это святое (опять же, лучше возить с собой две пары запасных шерстяных носков), вы ведь не собираетесь болеть после каждой покатушки…

Что касается верхней одежды, то опытные байкеры одеваются «слоями». Так можно максимально точно регулировать температуру, снимая или надевая «слой». Если одеваться в три слоя, то первым будет нательное синтетическое бельё из мембранной или полумембранной ткани (существует специальное термобелье, комплект которого стоит в пределах 1000-3000 рублей). Хлопковое бельё – хуже, так как хлопок впитывает и удерживает влагу, из-за чего человек начинает быстро мерзнуть. Второй слой рассчитан именно на утепление – это свитер (или несколько свитеров) из ткани наподобие флиса или полартека, но также подойдет и шерсть. Сверху, третьим слоем, необходимо надеть непродуваемую и дышащую ветровку из Windstopper-а или любой другой мембранной ткани.

Обувь для зимнего катания – отдельный разговор. Спортивные туфли под контактные педали обычно не рассчитаны на холодную погоду, к тому же в контактных педалях есть защелка, которая фиксирует шип на ботинках, а при попытке покататься по сугробам, она очень быстро забивается снегом, что мешает пристегиваться и отстегиваться от педалей. Кроме того, это очень неудобно и даже более того – опасно, поэтому многие катаются в обычных зимних ботинках или кроссовках, отказываясь от контактов. Естественно, выбирается удобная и теплая обувь с нескользкой подошвой, лучше всего с рифленой. Существует вариант специальных утеплителей обуви – бахил – чехлов из материала, держащего тепло.

Кстати, вы же не собираетесь ехать без шлема? Чем грозит катание без шлема должно быть и так уже достаточно ясно, тем более, что теперь вы рискуете удариться головой не только о грунт, а о ледяную поверхность, да и возможных опасностей на дороге зимой тоже прибавляется. Катаясь зимой в шлеме, очень не помешает одеть подшлемник (когда погода потеплей и нет сильного ветра, в качестве подшлемника лучше всего использовать бандану, а когда на улице мороз, то желательно найти что-нибудь потеплей, например, спортивную лыжную шапочку из тонкой ткани). Чтобы не мерзло лицо, можно совместить подшлемник со специальной маской из теплой ткани – балаклавы.

Очки для зимнего катания на велосипеде вещь необходимая. Можно использовать обычные очки: они спасут глаза от снега и летящих острых осколков льда, а заодно от «снежной слепоты». При выборе очков стоит обязательно обратить внимание на то, чтобы дужки были изготовлены не из металла, потому что металл на морозе легко «приклеивается» к коже.
Но одежда – это только полдела. Не менее жесткие требования предъявляет зима и к вашему велосипеду...

Велосипед.
Байк при пониженной температуре, ведет себя не естественно: смазка густеет, препятствуя нормальной работе узлов, густеет также масло в амортизаторах, вызывая неточною их работу. Перед холодами рекомендуется заменить масло в амортизаторе на специальное – зимнее (с низким уровнем вязкости), а если установлены эластомеры, заменить их на пружины, либо установить самые мягкие из имеющихся. Амортизаторы воздушные-масляные или пружинно-масляные зимой ведут себя гораздо лучше пружинно-эластомерных. У воздушно-масляных вилок на холоде уменьшается жесткость, из-за того, что воздух при низкой температуре имеет свойство сжижаться, а значит, имеет смысл перед катанием подкачать немного воздуха.

Для зимних покатушек рекомендуется использовать специальные чехлы, прикрывающие рабочую поверхность ног, – гофры. Они помогут избежать порчу высокоскользкого тефлонового покрытия. Такие чехлы можно купить практически в любом велосипедном магазине.
И отдельно о защите байка: если вдали от проезжих дорог можно вообще обойтись без крыльев, то на дорогах крылья необходимы! И чем длиннее они будут (естественно в разумных пределах), тем лучше. Заднее крыло имеет смысл нарастить аж до передней каретки. Наращивать крылья можно вырезав соответствующие «брызговики» из пластиковых канистр.

Вследствие активного налипания снега на металл значительно хуже работает механика байка, а потому необходимо использовать специальные – холодо- и водо- стойкие смазки.
Скорости переключаются на порядок хуже, чем в теплое время года, чаще приходится чистить и смазывать цепь, При совсем уж тугом переключении скоростей следует смазать тросики, однако, необходимо учитывать, что смазка для «рубашек» должна быть максимально жидкая и холодостойкая, чтобы не замерзнуть с тросом.
Обязательно надо содержать в порядке все резиновые уплотнители, предотвращающие загрязнение, особенно это требование относится к уплотнителям на заднем переключателе, как расположенных наиболее низко и более всего подвергающихся воздействию соли.
Стоит обратить внимание на подшипники. Переберите все узлы, которые их содержат, а также тормоза, если они не гидравлические, а обычные V-brake.

Не стоит забывать, что при тренни о мокрую поверхность, тормозные колодки стираются гораздо быстрее. А зимой обода будут мокрыми всегда. Так что не стоит забывать почаще осматривать и при необходимости регулировать тормоза ( в первую очередь это касается, конечно, V-brake). Также выпускаются специальные колодки для мокрой погоды и снега, которые обеспечивают большую эффективность торможения, правда такие колодки быстрее стирают обода. Дисковые тормоза значительно более надежны, так как их работа мало зависит от окружающих погодных условий, а потому велосипед, экипированный дисковыми тормозами, ведет себя в условиях зимы гораздо «послушней».

Рама, как основа байка, заслуживает особого отношения. Алюминиевые рамы становятся хрупкими на морозе, а карбоновые чувствительны к резкому перепаду температур. Очень желательно перед выносом велосипеда на мороз, подержать его 10-15 минут в парадном подъезде для привыкания рамы к низкой температуре. А после поездки, прежде чем закатить байк в теплое помещение, подождать ещё минут 10-15 (за это время можно веником счистить с него всю грязь и снег).
Стальные и хромомолибденовые рамы склонны к коррозии, особенно при контакте с солью. Основными очагами коррозии становятся всевозможные царапины, вмятины и сколы. Их надо зачистить, обезжирить, загрунтовать и покрасить.
Резьбовые соединения желательно покрыть графитовой смазкой. Цепь же стоит смазывать ею только при очень низких температурах (типа -20, -30; хотя я немного сомневаюсь, что вы поедете кататься при минус 30 :-)). Лучше использовать тефлоновую смазку, причем наносить её тонким слоем, чтобы она не собирала на себя грязь. Учтите, что зимой ресурс цепи сокращается в 2-3 раза. Можно продлить жизнь и цепи и звездам, купив три цепи и используя их «по кругу». То есть ставите первую цепь, через две недели (или месяц, в зависимости от интенсивности катания) вторую, потом третью. И по второму кругу. Впрочем, практика катать на трёх цепях характерна не только для зимы.

Большинство велокомпьютеров также не рассчитаны на работу при отрицательной температуре, так же как и большинство фонарей и фар. Элементы питания в мороз садятся быстрее, жидкокристаллические экраны медленно воспроизводят информацию. Не удевляйтесь, если переключение функций велокомпьютера происходит с заметным подтормаживанием.

Ну а теперь и о самом интересном – о зимних покрышках. Агрессивные покрышки, с торчащими зубьями шипов – предмет мечтаний каждого байкера зимой. При этом ширина шин должна быть соответствующей раме. Однако, стоит заметить, что шипы на покрышках не обязательно должны быть металлическими. Так, если в основном вы катаетесь в лесу, то не имеет смысла покупать шиповку, лучше приобрести злую резину с ярко выраженными резиновыми шипами, типа Panaracer ICE SPIKER или Maxxis WET SCREAM. Ну а если вы желаете ездить по асфальту, и удивлять всех автомобилистов вставая в «stoppy» на льду, то ваш выбор – шиповка Nokian (Extreme W296 или лучше Hakka WXC-300, в них используются металлические шипы с победитовыми наконечниками, очень устойчивыми к износу).
Стоит изменить и давление в шинах, оно должно подбираться индивидуально, исходя из стиля и места покатушек. Вообще же зимой ездят на немного приспущенных колесах.

После покатушек.
У разных людей разное отношение к гигиене. И у разных байкеров разные взгляды на то, как поступать с байком по возвращению с поездок по снегу или по льду. Одни просто ждут, чтобы снег оттаял сам, а потом вытирают тряпкой. Другие же ставят велосипед в ванную и моют под душем. На самом деле не желательно впадать в такие крайности, тем более, что они одинаково вредны для вашего железного коня.
Когда снег тает сам, он просачивается уже в виде воды в различные труднодоступные места и тянет с собой грязь и соль, которые там и осядут. Если же мыть байк в ванной, то вода попадет в подшипники, втулки, трещотку, что также ведет к преждевременной смерти этих узлов.

Я, например, советую поступать следующим образом:
- Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, т.к. задержавшаяся в «рубашках» и других узлах вода при низкой температуре замерзнет, нарушив работоспособность этих узлов.
- Перед тем, как занести байк в теплое помещение, лучше оставить его на 10 минут в парадной комнате и за это время очистить с него снег и грязь веником.
- Если вы катались на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой грязи, то достаточно будет протереть его досуха чистой тряпкой. В противном случае его следует помыть генерально, лучше всего с автошампунем.
- После любой мойки велосипеда, его обязательно надо смазать, чтобы вытеснить оставшуюся в труднодоступных местах воду и предотвратить коррозию. Обычно смазывают: цепь, рубашки, пружины переключателей.
- Неплохо периодически снимать покрышки и камеры, проверяя состояние ободов изнутри. Это очень важно, так как там имеет обыкновение накапливаться соль и грязь.

Теперь вы правильно оделись и подготовили свой велосипед, а самое главное, поняли, что кататься на байке зимой – МОЖНО! И даже НУЖНО. Необходимо соблюдать лишь пару-тройку правил, описанных мною в этой статье.


Все статьи
Cтатьи этого раздела






купить лыжи  |   купить сноуборд  |  

купить велосипед

  |  

купить роликовые коньки

продать лыжи  |   продать сноуборд  |  

продать велосипед

  |  

продать роликовые коньки




Sportbazar.ru -
спортивная "барахолка"
в интернете №1. Сайт посвящен купле-продаже спортивного снаряжения. Частные объявления размещаются на бесплатной основе. Коммерческие объявления модерируются. Основные темы объявлений - велосипеды, роликовые коньки, сноуборды, горные лыжи...
Новостная лента регулярно информирует о спортивных событиях в России...
В разделе статьи собраны статьи по подбору и обучению по велосипедам, лыжам, конькам и другому спортивному снаряжению.

По вопросам сотрудничества