Накануне майских праздников инструкторы RussiaDiscovery спланировали командировку по южным районам Карелии, с целью проверить состояние дорог перед весенним «off-road» сезоном и проложить маршруты будущих туров на внедорожниках.
В поездку отправились на двух автомобилях.
Перед самым отъездом нам предложили во время нашего короткого путешествия протестировать радиостанции Motorola модели T5422. Это было как раз кстати, так как стационарные радиостанции на сильно заросших лесных дорогах приходится отключать и «складывать» антенны, которые каждый раз норовят остаться на ветках. А, комплект «алановских» портативок бьет максимум на полкилометра и работает в плотном режиме пару-тройку часов.
Радиостанции получили прямо в упаковке. Комплект состоял из:
2 радиостанции
2 никель-кадмиевых аккумулятора,
настольное зарядное устройство на 2 аккумулятора
2 сменных рабочих панели для радиостанций
2 зажима-клипсы для ношения радиостанции на поясе.
инструкцию по эксплуатации.
(сейчас радиостанции Motorola поставляются уже в русифицированном варианте и теперь в комплекте идут не NiCD, а NiMH аккумуляторы. Дополнительно можно приобрести гарнитуру для этих станций.)
Изучаем сами радиостанции. Удобные – хорошо «ложатся» в ладонь, справа обнаруживаем гнездо для «hands free», и, жалеем, что его нет в комплекте. Вставляем клипсы-зажимы – на поясе радиостанцию носить не удобно, так как достаточно массивная антенна цепляется за всю верхнюю одежду и при любых движениях, и при попытке ее снять с пояса. В карман радиостанцию класть не совсем удобно – достаточно большая. В тоже время находим удобное положение для ношения – закрепляем клипсу за молнию куртки «анорак».
Немного огорчает, что время первичной зарядки составляет 16 часов, но, это дает надежду на достаточно длинное время работы радиостанции. Отдельно о зарядном устройстве – на 2 аккумулятора – это здорово. Причем, комплект зарядного устройства позволяет заряжать, как сами радиостанции, так и отдельно аккумуляторы к ним. Регулировка происходит путем «вставок» - отдельно по аккумуляторы, отдельно под радиостанции. Единственное неудобство зарядки в том, - что «вкладыши» не фиксируются жестко, и во время транспортировки в рюкзаке с другими «гаджетами» все это рассыпается на отдельные составляющие.
Дальше подходим непосредственно к полевым условиям.
Съезжаем с асфальта и углубляемся через оставшиеся на лесной дороге снежники в лес. Антенны от стационарных радиостанций приходится снять сразу – ветки деревьев после тяжести зимнего снега еще не расправились, и со всех сторон цепляются за экспедиционный багажник наших «боевых» УАЗов. Первые пять километров проходим «ходом». Кое-где на дороге снега уже нет, а кое-где оставшийся спрессовался в наст, который еще держит автомобиль. В некоторых лужах еще лед толщиной сантиметров двенадцать – пятнадцать, по которому также проскакиваем «ходом».
Дальше начинаются трудности – машины начинают на заболоченных участках вязнуть в каше из снега и глины. В некоторые лужи уазы погружаются по самые фары. Несколько раз застреваем, принимаем тактику «тяни-толкая». Первая машина на скорости пробивает глиняно-снеговую кашу и углубляется в нее максимально, на сколько позволяет «33 АТ Goodrich». Дальше, если назад вырваться не получается – потихоньку подъезжаем второй машиной и на галстуке вызволяем первую машину из плена.
Вот здесь, мы и достаем портативки «Motorola». Прикрепляем к «молниям» курток и понимаем, что даже во время общения не обязательно их снимать. Микрофон, совершенно нормально улавливает голос с 10-15 сантиметров. Во время движения автомобилей связь немного «фонит», вне автомобиля очень чистый и уверенный прием.
Производителем были заявлены следующие данные по двум основным, интересующим нас показателям:
Дистанция (радиус) работы радиостанций:
На открытых пространствах – до 5 км
В лесистой местности – 1,5 км.
В остальных случаях – сказано просто – минимальная дальность связи.
Еще один важный фактор – время работы радиостанций:
Данные следующие – 27 часов в режиме «стендбай» (на Алкалиновых батареях), на аккумуляторах соответсвенно меньше – 14 часов
Или 90% в «стендбай», 5% - прием, 5% - передача.
Примерно подсчитываем – что в плотном режиме работы часов на 6-7 должно хватить.
По ходу движения, на нормальных участках дороги увеличиваем дистанцию между автомобилями, фиксируя данные по GPS. Максимальная дистанция между машинами, на которой была устойчивая связь – была, действительно 1,5 километра на участках без сильного изменения рельефа. В густом лесу – метров 200-250, но, в принципе, больше, в таких условиях и не нужно.
А, вот, что касается времени работы радиостанций – здесь ждало некоторое разочарование – через три с половиной часа одна из радиостанций начинает «умирать».
Впрочем, мы не беремся отвечать за чистоту эксперимента, так как признаемся - первичную зарядку радиостанций проводили не 16, а 14 часов. Вообще, аккумулятор начинает нормально работать только на 4-5 зарядке.
Дальше «дозарядились» на ночевке. На следующий день также продолжили работать на радиостанциях на лесных дорогах. Общения было гораздо меньше, но к вечеру радиостанции снова «сели».
Главное, понимать, - какая радиосвязь вам нужна, для чего и что вы от нее хотите.
Для организации связи на каких-либо outdoor – мероприятиях, в радиусе прямой видимости эти радиостанции вполне подойдут, также, как и на даче, в различных спортивных лагерях, и на территории загородных отелей и при игре в пейнтбол.
На каких-либо трофи-рейдах и джип-триалах – к качестве переговорных устройств между штурманом и пилотом, вместе с купленным дополнительно комплектом «hends-free» и парой-тройкой комплектов аккумуляторов, я бы тоже с удовольствием воспользовался данным вариантом «моторол», учитывая, что данные станции имеют 8 каналов и 38 кодов («коридоров»).
И, читайте инструкции на русском языке перед покупкой радиостанций – тогда не будет разочарований.
|