Сегодня мы рассмотрим несколько базовых правил, касающихся техники, стратегии и тактики прохождения трассы бордеркросса.
Пять ключей к успеху:
1. Старайся выиграть старт. Опередив других спортсменов на старте, ты будешь иметь возможность выбора идеальной траектории движения, тебе не придется вступать в силовую борьбу уже в начале дистанции, рисковать при прохождении препятствий одновременно с соперниками.
2. База быстрее канта. Здесь бордеркросс абсолютно идентичен слалому-гиганту и скоростному спуску, где спортсмены стараются держать доски и лыжи максимально плоско. Доска в плоском ведении способна поддерживать более высокую скорость, чем на канте.
3. Скольжение быстрее полета. Как ни странно, любой отрыв спортсмена от поверхности снега означает замедление. В бордеркроссе есть лишь одно исключение — часто последовательность поперечных снежных бугров («волны» или в простонародье «сиськи») быстрее перепрыгнуть, чем «облизывать». Но в основном, твой сноуборд должен оставаться на снегу.
4. Не пропускай тренировку. Половина успеха в бордеркроссе — знание трассы. Зная, что ждет тебя за очередным поворотом, ты имеешь возможность выбрать наилучшую траекторию движения. Единственный способ как следует изучить трассу — тренировочные заезды, чем больше их будет, тем лучше для тебя и твоих шансов на удачное выступление.
5. Не забывай о шлеме и защите. Сам знаешь, снег/вешка/кант соседа башка попадет — совсем мертвый будешь.
Технические элементы бордеркросса
• Старт
Старт в бордеркроссе дается из специальных ворот с индивидуальными стартовыми секциями для каждого участника, оборудованными поручнями, позволяющими райдеру вытолкнуть себя на трассу руками. Выезд на трассу перекрывается доской, опускаемой в момент старта, одновременно с командой «Старт!» или «Марш!». Примерно за пять секунд судья-стартер обязан предупредить участников командой «Внимание!».
Техника старта в бордеркроссе состоит из двух элементов:
1. Следи за рукой судьи-стартера, а не за доской, блокирующей ворота. Доску опускает судья. Внимательно следи за его рукой — как только он начнет движение, открывая ворота, со всей силы выталкивайся на трассу.
2. Выталкивайся из ворот правильно. Различают две тактики этого движения — полный и частичный рывок. Полный рывок означает вытянутые руки и мощный толчок вперед за счет работы всех мышц тела и рук на максимальной амплитуде. Этот способ предпочтительнее использовать тогда, когда стартовый участок трассы пологий, и момент, создаваемый руками, требуется для первоначального разгона. Частичный рывок выполняется из стойки с полусогнутыми руками. Идея этого способа — затратить как можно меньше времени на выход из стартовых ворот, пусть даже в ущерб стартовой скорости. Применение его оправдано на трассах с крутым стартовым участком, обеспечивающим энергичный разгон. Чем круче этот участок, тем меньшее усилие можно прикладывать к стартовым воротам и тем сильнее ты можешь согнуть руки, сдвигаясь вперед. Самое лучшее — попробовать разные варианты и определить оптимальную стартовую стойку во время тренировочной сессии.
• Упреждающий прыжок / Последовательности препятствий / Тэйблтопы
Упреждающий прыжок — основа успешного выступления в бордеркроссе. Если тебе нужна победа, ты должен в совершенстве владеть техникой ollie и применять ее при прохождении препятствий на трассе.
1. Минимизируй время нахождения в воздухе. Чем дольше и выше твой прыжок — тем сильнее ты замедляешься, тем быстрее твои соперники на снегу тебя догоняют или уже обгоняют.
2. Минимизируй «облизывание» последовательных препятствий ногами — это тебя тоже замедляет.
3. Перепрыгивай последовательные препятствия, используя при необходимости технику упреждающего прыжка с таким расчетом, чтобы приземлиться в верхней точке приземления «стола» или последнего «горба».
Для правильного выполнения прыжков в бордеркроссе тебе следует забыть о своих успехах на бигэйре. Идея упреждающего прыжка в том, чтобы сделать траекторию полета как можно более пологой и приземлиться в нужной точке, воспользовавшись откосом приземления для нового разгона. Избегай вылета вверх.
Если диктуемая трассой скорость недостаточна для того, чтобы перепрыгнуть весь ряд последовательных препятствий, тебе следует определиться с тактикой разбиения препятствия на отдельные части. Например, если впереди три последовательных «горба», ты можешь сделать ollie перед ними с таким расчетом, чтобы приземлиться на склон второго, немного разогнаться, и снова выполнить упреждающий прыжок с приземлением на верхнюю точку выката последнего «горба». Во время тренировок важно найти правильную точку первоначального отрыва и определиться с тактикой перепрыгивания всех препятствий на трассе.
• Профилированные повороты
Насыпи, профилирующие внешнюю сторону поворотов — твои помощники в быстром прохождении трассы. Часто можно видеть, как райдеры проходят поворот по внутреннему радиусу, резко кантуясь. Такая техника противоречит правилу «база быстрее канта». Насыпь предназначена именно для того, чтобы позволить спортсменам пройти повороты в почти плоском ведении. К тому же, если выход с насыпи достаточно крут — используй его для дополнительного разгона.
Самая выгодная траектория проходит по центру насыпи и спускается к ее основанию на выходе из поворота. Ты удивишься, насколько эффективным может быть разгон при правильном прохождении насыпи профилированного поворота!
Гоночная тактика
Все-таки самым сложным элементом бордеркросса остается вовсе не преодоление искусственных препятствий на трассе, а борьба с соперниками по заезду. Основная сложность здесь — почти полная непредсказуемость их действий. Вот несколько советов, которые могут помочь в стандартных гоночных ситуациях:
1. Держись впереди. Это гоночная тактика номер один — но воспользоваться ею стараются все участники соревнований. Если ты впереди — у тебя максимальные возможности по выбору траектории и приемов прохождения трассы, и минимум риска пострадать от силовой борьбы.
2. Ты на второй позиции, но остальные отстали. Это тот случай, когда рисковать не стоит. Спокойно веди гонку, атакуй лидера только в том случае, если речь идет о финале.
3. Райдеры идут плотной группой. В этом случае следует четко разобраться в противнике. Наибольшее количество падений на трассах бордеркросса связано с одновременным заходом нескольких райдеров на насыпь профилированного поворота. Если рядом с тобой райдер со слабой техникой или очень агрессивный спортсмен — лучше пропустить их на вираже вперед, так как риск падения неоправданно высок. Отыграться ты сможешь за счет более выгодной траектории, выйдя из виража с ускорением.
4. Никогда не сдавайся! Этот простой и в тоже время очень важный момент многие сильно недооценивают. Часто случается так, что на протяжении всего заезда ты идешь одним из последних, и шансов на победу у тебя вроде-бы никаких. И вдруг, на последней фигуре или финальном вираже трассы лидер чуть ошибается, его тут же нагоняют соперники, врезаются в него, и происходит завал! Вот тут-то судьба и дарит тебе единственный шанс одержать победу. Пока бывшие лидеры встают и пытаются набрать потерянную скорость — ты должен обойти их в этом месте максимально быстро и аккуратно. Только так ты сможешь выиграть. Мы часто были свидетелями того, как досадная ошибка или нелепая случайность на последних метрах трассы отнимала победу у лидера и ставила на первые места совсем других счастливчиков. Поэтому, будь всегда собран и до конца выклыдывайся на трассе: если идешь первым и финиш уже близок — не соверши глупой ошибки; если идешь последним, помни — у тебя еще есть шанс победить, не упусти его.
Гоняйся!
Что ж, самое главное ты знаешь, смело выходи на старт. И не забывай — бордеркросс придуман, как увлекательные и интересные соревнования, так что получай удовольствие!
|