Поговорим о пользовании подъемниками. Они делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры, кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, Гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками остановимся более подробно.
Буксировочные подъемники
Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае вы будете ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить вас будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.
Детские подъемники
Трассы для начинающих, "детские" склоны чаще всего оснащаются очень медленными подъемниками с закрепленными непосредственно на тросе резинопластовыми скобами. Трос движется параллельно земле на высоте порядка одного метра. Такие устройства чаще всего называют бэби-лифтами. Начинать знакомство с работой подъемников лучше всего именно здесь.
Вот общие правила:
- Встаньте на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если вы отстегнули заднюю ногу, она послужит вам опорой, пока вы будете ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, вам придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверните доску поперек склона на достаточный угол.
- Смотрите назад, на приближающуюся скобу. Когда скоба поравняется с вами, беритесь за нее обеими руками. Оттолкнитесь свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверните доску точно вверх по склону и продвиньте ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае вы должны помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если вы останетесь пассивным, рывок подъемника просто заставит вас упасть вперед.
- Тронувшись, поставьте заднюю ногу перед задним креплением, как вы это делали на первом уроке.
- Держите скобу ближе к себе, это поможет вам сохранить равновесие.
- Не сгибайтесь в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибайте колени.
– Вес вашего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.
- Смотрите вперед. При необходимости управляйте доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.
- Если подъемник остановился, а вы только на полпути, примите меры против соскальзывания, то есть либо выставите заднюю ногу, либо разверните доску. Стартовать придется заново.
- Если вы упали, а это случается со всеми, постарайтесь как можно скорее покинуть дорожку подъемника.
- Добравшись до вершины, не задерживайтесь на дорожке подъемника, отпускайте скобу и соскальзывай в сторону.
Якоря и тарелки
Более серьезным сооружением является подъемник, называемый по форме буксировочных штанг "якорным", или Т-подъемником в английской терминологии. Пока вы начинающий, пользуйтесь этой штуковиной в одиночку, заводя якорь одной стороной за переднюю ногу. Позже, когда почувствуете себя уверенно, вы сможете подниматься на одной штанге вместе с еще одним райдером, оперевшись на свою сторону якоря верхом бедра задней ноги. Есть и сугубо индивидуальная разновидность таких подъемников. На конце буксировочной штанги этих агрегатов закреплена небольшая пластиковая тарелочка, за что их и прозвали тарельчатыми. По англоязычной классификации это подъемники системы Пома. Понятно, что тарелочка предназначена для размещения между ног. Вот некоторые особенности использования Т и Пома подъемников:
- Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса вы почувствуете тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Вам надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнитесь не пристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгните для того, чтобы разгрузить доску.
- Не садитесь на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.
- Придерживайте штангу передней, а при необходимости и двумя руками.
- В случае падения немедленно избавляйтесь от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойтесь, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда вы отпустите ее).
- Не напрягайтесь, расслабьте мышцы плечевого пояса, дышите ровно и глубоко, ведите доску спокойно. Избегайте энергичных закантовок.
- Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит вам просто выкатываться на дорожку подъемника. Как вы понимаете, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, вы возьмете в накопителе крайнюю штангу и поместите ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что вы уже двигаетесь, не создаст вам проблем.
- Не пугайтесь высокой скорости подъема. Вы быстро заметите, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные за кантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.
- Старайтесь не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.
Бугельные подъемники
Теперь немного о распространенных анахронизмах. Часто можно видеть подъемники, по виду напоминающие только что описанные, но не оборудованные никакими облегчающими жизнь приспособлениями. На небольших склонах их применение иногда оправдано. Принципы использования, разумеется, не отличаются от изложенных выше. Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему вы будете с помощью так называемого бугеля, брезентового троса (фала) со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладиной на другом. - Займите стартовую позицию возле троса.
- Накиньте скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, - Главная хитрость заключается в необходимости натяжения вашего фала для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяните свой фал. Зацепившись за основной трос, скоба начнет движение вверх. Не накидывате бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.
- Перепускайте фал, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожмите руку и инициируй ногами движение доски – Если вам не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можете схватиться за него свободной рукой. Но имейте в виду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.
- Стабилизировав свое движение, заведите деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмитесь за фал перед собой.
- В случае падения немедленно отпустите бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.
- Абсолютно недопустимо наматывать фал на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.
- Поднявшись наверх, высвободите, немного не доезжая отбойника, перекладину. Соберите скинутый отбойником бугель и отъезжайте в сторону.
- Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяните свой трос поближе к себе, а затем резко отпустите его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.
И последняя рекомендация, общая при использовании всех буксировочных подъемников:
- Получайте удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне вас должно радовать все, в том числе и движение вверх.
Кресельные подъемники
Использование кресельных подъемников много проще, чем буксировочных. Практически, вам требуется только сесть в кресло подъемника внизу и покинуть его на вершине.
- Займите стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.
- Смотрите назад, на приближающееся кресло.
- Возьмитесь за стойку подошедшего кресла и садитесь.
- Приподнимите свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.
- Опустите защитную планку (если она есть).
- Воспользуйтесь опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживайте доску свободной ногой.
- При приближении к верхней станции разверните доску по направлению склона и немного развернитесь сами на кресле. Поднимите защитную планку.
- Оказавшись над точкой высадки, поставьте доску на снег и встаньте.
- Поместите заднюю ногу перед задним креплением и скатитесь в сторону.
На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.
|