Каждому сноубордеру знакомо (или должно быть знакомо!) это ощущение: нестись по нетронутому чистому снегу в облаке собственного шлейфа, а затем, уже снизу вверх, рассматривать свой след и прикидывать, где можно проложить следующий. Но испытают ли эти ощущения грядущие поколения сноубордеров? Глобальное потепление климата и повсеместное бурное развитие туризма заставляют задуматься над этим вопросом. Снега становится все меньше, а людей на горнолыжных курортах все больше… Что же делать? Кататься, используя любую возможность, любой способ добраться до заветных склонов — пешком, на подъемнике или на вертолете, не важно как, важно лишь знать, что может ожидать тебя наверху.
Согласно научным исследованиям, климат на нашей планете циклично меняется, проходя через периоды глобального потепления и похолодания и, как ни странно, сейчас мы проходим фазу постоянного понижения температуры. Но индустриализация Земли изменила эту тенденцию. Сейчас ученые уверены: температура на планете поднялась примерно на 1 градус с начала индустриальной революции. Самые теплые годы за 140 лет наблюдений — 90-е (98-й был самым жарким). В горах очевидным признаком потепления является движение ледников.
Факты:
• Достаточно взглянуть на фото ледника Азау начала 20-го века — это впечатляет.
• Сход ледника Колка в Северной Осетии не нуждается в комментариях.
• Килиманджаро потеряла 75% своей снежной шапки с 1912 года.
• В горах Венесуэлы в 1972 году было шесть ледников, сегодня их осталось только два.
• Озеро Байкал замерзает на 11 дней позже, чем 100 лет назад.
Что необходимо фрирайдеру?
Вы собираетесь в горы первый раз в этом году. С тех пор, как вы последний раз проверяли оборудование, прошли месяцы. Если вы не хотите, поднимаясь на креселке, обнаружить в рюкзаке вместо тюбика солнцезащитного крема полуразложившийся банан с закрытия прошлого сезона, вот вам несколько советов по подготовке рюкзака.
• Бипер (аппарат для поиска людей в лавинах). Проверьте батарейки и не ленитесь делать это каждый раз перед использованием аппарата. Батарейка, разряженная до 80%, снижает эффективность поиска до 30%. Также хорошо бы перечитать инструкцию по пользованию и быть уверенным, что не растеряешься в нужный момент.
Факты:
• 457 — кГц. Частота, на которой работают все аппараты для поиска людей в лавинах;
• 250 — г. — cредний вес аппарата;
• 240 — евро. Средняя цена. Дорого, но для спасения жизни оно того стоит;
• 67 — человек. Найдено живыми благодаря биперам за 1989–1999 годы против 63, найденных мертвыми. И это только зафиксированные случаи. Значит, можно с уверенностью сказать, что более чем один человек из двух был спасен и бипер — наиболее эффективное из известных средств поиска людей в лавинах;
• 15 — минут. В течение этого времени у вас есть все шансы найти человека живым, если он не был ранен в лавине. После шансы спасти человека падают с каждой минутой;
• Лопата. Если лопата сделана из алюминия, ее можно намазать жидким парафином, и снег не будет прилипать к ней.
• Щуп. Проверьте, раскладывается ли он. Бипер, щуп и лопата неразделимы, и их нужно брать с собой не только после большого снегопада — иногда достаточно нескольких часов ветра, чтобы состояние снега изменилось.
• Рации. Идеальны для общения с друзьями по катанию (вне трасс лучше всегда кататься с друзьями) и могут быть очень полезны для того, чтобы узнать, нет ли чего за бугром или под скалой.
• Инструменты. Проверьте, соответствует ли ваша отвертка размеру винтов на крепеже. Также неплохо иметь ключ и запасные винты; циклю, чтобы снимать парафин или зазубрины на скользяке; камень для кантов, чтобы снимать заусенцы — без них доска лучше держит на льду.
• Быстрый парафин. Всегда пригодится, если сноуборд начнет вдруг прилипать к снегу, и поможет избежать необходимости отстегивать доску и идти пешком на плоском месте.
• Дополнительная маска. Чтобы в день большого снегопада вам не пришлось обломаться после падения головой в снег или просто от запотевшего и замерзшего фильтра (в обоих случаях вы перестаете что-либо видеть), возьмите вторую маску или запасной фильтр.
• Солнечные очки. Стиль не всегда самое главное при выборе солнцезащитных очков. Снег отражает 85% ультрафиолетовых лучей, а их интенсивность повышается в 2 раза с каждой тысячью метров высоты. Фильтры ваших очков не должны пропускать более 18% света, а царапины на них могут свести на нет эффективность защиты.
• Солнцезащитные кремы. Обычно имеют дату употребления, а частые перепады температуры сокращают время их использования. Так что, когда ваш крем начинает пахнуть тухлой сметаной, берегитесь озоновых дыр.
• Напиток. В горах наш организм гораздо быстрее, чем внизу, теряет влагу. А употребление чистой воды ускоряет процесс деминерализации, и мы теряем силы. Готовьте себе какой-нибудь напиток, например, вода, сок лимона, чуть-чуть сахара и щепотка соли. Постарайтесь прикладываться к нему почаще, но пить понемногу. А вот алкоголь вряд ли поможет вам сохранить силы и координацию движений.
• Перекус. Если вы уходите на целый день искать нетронутые склоны, стоит взять с собой что-нибудь съедобное и более практичное, чем банку со вчерашним супом. Например, бутерброд с колбасой и пакетик кураги.
Полной безопасности в горах не существует
Конечно, лучший способ узнать все о снеге — это наблюдать за его изменением каждый день. Но если у вас нет такой возможности, то это краткое описание, возможно, поможет вам определить степень риска схода лавины. Если вы сомневаетесь, не ленитесь копнуть поглубже и внимательно рассмотреть все предыдущие слои и, если это вас все же не успокоило, выберите для спуска склон другой ориентации.
• Пух. Свежий снег, холодный и сухой. Это очень легкий снег, так как в нем много воздуха. Кататься по нему легко и приятно. На крутом склоне он может сойти, когда толщина слоя превышает 35 см — это спонтанная лавина. В ней можно утонуть — асфиксия, разрыв легких. Осторожность рекомендует подождать 3–4 дня после снегопада. Повышение температуры — стабилизирующий фактор для снежного покрова.
• Свежий мокрый снег. Температура во время снегопада около 0°С. Снег тяжелый. На крутом склоне сноубордер-альпинист может спускать небольшие лавины обычно без последствий. Ух!
• Тяжелый снег. Такой снег бывает зимой после потепления или весной в середине дня. Снег жесткий, в нем много воды. Выбраться из него, даже если тебя засыпало частично, без посторонней помощи практически невозможно.
• Корка. В общем и целом, этот снег не держит своих обещаний. Корка ломается под весом одного сноубордера и открывается нижний слой, часто сыпучий. Если корка тонкая, риск схода лавины зависит от состояния нижнего слоя. Если корка толстая — это «доска», надутая ветром: осторожно!
• Задутый снег. «Доска». Объективно такой снег сложно определить. Он может лежать с подветренной стороны гребня, в середине крутого склона — нанесенный ветром, на поверхности озера. Снежная «доска» может хрустеть, как в кино, а может быть похожа на свежий снег. Это очень обманчивый снег-убийца.
• Замерзший снег. Часто встречается весной. Снег, оттаявший днем на солнце, ночью замерзает и образует прочную ледяную поверхность. То же самое может произойти, если на высоте шел дождь. Риск схода лавин невелик. Такое состояние снега опасно в случае падения на крутом склоне, особенно если там есть скалы.
• Весенний снег. Очень быстро преобразуется за утро. После ночного мороза уже жаркое в это время солнце быстро растапливает поверхность снега, высвобождая «крупу». Можно сказать, что есть хороший и не очень весенний (трансформированный) снег. Все зависит от высоты, ориентации склона и времени дня. Наилучший момент для такого снега — это когда сверху он уже подтаял, но еще не проваливается под весом человека.
Факты:
• 55% людей, попавших в лавину, не могут спастись самостоятельно;
• 93% людей, найденных менее чем за 15 минут после схода лавины, выжили. После 45 минут их остается только 26%;
• 23% жертв лавины найдено живыми — спасателями;
• 66% — товарищами по катанию;
• 1 м — средняя глубина залегания жертвы. То есть без лопаты за 15 минут не успеть…
Хороший фрирайдер — старый фрирайдер
Каждый год мы слышим ужасные истории о несчастных случаях, происходящих с неосторожными или плохо информированными райдерами. Каждый думает, что уж с ним-то ничего не случится, но гора всегда сильнее, и последнее слово остается за ней.
Так что:
• прежде чем отправиться на катание вне трасс, узнай прогноз погоды и состояние снега на приглянувшемся склоне. Лучший способ — спросить у местных спасателей.
• никогда не катайся в одиночку и, если собираешься далеко в сторону от трасс, предупреждай кого-нибудь, кто сможет вызвать спасслужбу.
• не забудь взять бипер (включенный и надетый на первый слой одежды), щуп и лопату.
• никогда не катайся по чужим следам — они могут вести куда угодно. Я видела людей, которые загорали на дне ледниковой трещины.
• никогда не отстегивай доску на крутом склоне — без кантов у тебя гораздо меньше шансов удержаться на снегу.
• если едете группой, сохраняйте между собой дистанцию, а по стремным местам спускайтесь по одному.
• заранее приглядывай зоны безопасности, где можно ожидать товарищей или прятаться в случае схода лавины.
• лес не останавливает лавину. Не думай, что там ты будешь в безопасности. То же самое относиться к скалам.
• двигайся плавно и старайся избегать слишком резких поворотов и падений.
Будте внимательны, сохраняйте здравомыслие и получайте удовольствие от катания в больших горах.
|