Фристайл — один из самых прогрессивных и быстроразвивающихся направлений сноуборда. Прыжки с трамплина, каких бы размеров он не был, являются одними из самых красивых и зрелищных элементов фристайла. Еще одно преимущество трамплина в том, что не придется тратить деньги на подъемник, а это здорово.
Строительство трамплина — дело не хитрое: вам понадобится несколько человеко-лопат, немного фантазии и настрой на плодотворную физическую работу.
Из чего состоит трамплин?
A — Разгон
B — Подъезд к трамплину
C — Трамплин
D — Транзит
E — Приземление
F — Выкат
Рассмотрим подробнее каждую из зон:
A) Чтобы хорошо разогнаться на коротком расстоянии, наклон разгона должен быть достаточно крутым.
B) Подъезд к трамплину должен быть плоским для того, чтобы вы могли выехать на трамплин в подготовленной к прыжку стойке. Если разгон оказался слишком большим и вы уже несетесь к трамплину, то на плоскости подъезда будет возможность загасить скорость до необходимого уровня и выйти на правильную дугу. Кроме того, плоский выезд делает переход от крутого разгона к не менее крутому трамплину более мягким и плавным — вы не получаете удар по ногам от начала трамплина как только съехали с горки разгона.
C) Строительство хорошего трамплина — это целое искусство, поэтому более подробно мы остановимся на этом чуть позже.
D) Правильно спроектированный трамплин имеет пустое чистое пространство — транзит (мертвую зону или пролет). Именно в зоне транзита выполняются все трюки. Размер транзита зависит от размеров самого трамплина, его скоростных характеристик и будующих трюков. Очевидно, что чем больше транзит, тем большая скорость должна развиваться во время подъезда и в момент отрыва от трамплина.
E) Правильное приземление — очень важный элемент в постройке, но мы обратим на это внимание позже. Именно от качества этой зоны во многом зависит безопасность приземления и правильное завершение трюка.
F) Выкат — заключительный элемент всей постройки, должен быть чистым, без камней, деревьев и кочек.
Этапы постройки трамплина
1) Выбор месторасположения:
· Все начинается с поиска места для приземления (Зона E). Хорошее место для приземления должно быть крутым и метров 15 длиной. Снега как можно больше, и никаких камней, деревьев или кочек. Если такого места найти не удалось, то можно рассмотреть вариант постройки искусственного приземления.
· Убедитесь, что есть чистый и безопасный выкат с достаточным местом для безопасного торможения (Зона F).
· Проверьте, что присутствует хороший разгон и подъезд (Зона A и B). Чтобы определить, являются ли они достаточными, заберитесь на то место, откуда будете разгоняться. Представьте себе примерное месторасположение будущего трамплина и оцените угол наклона склона в его сторону. Это поможет вам определить, хватит ли скорости для нормального прыжка с трамплина. Если нет, то попробуйте найти другое место, и попытайтесь опять смоделировать разгон к воображаемому трамплину. После того, как место найдено, спуститесь к нему пару раз на доске. Вы сможете точно оценить силу разгона и размер выката, а заодно примнете снег и раскатаете приземление с выкатом.
· Как только вы немного раскатали приземление и разгон, можно начинать постройку трамплина. Надеюсь, что к этому моменту, на основе скоростных характеристик разгона и выезда, вы уже определились с величиной транзита (Зона D).
2) Строительство трамплина:
· Чтобы работа шла быстро и легко, надо запастись правильным инструментом. Самое лучшее, что можно предложить — разборная лавинная лопата. Она жесткая, легкая и сделает постройку трамплина таким же простым занятием, как складывание кубиков из детского конструктора. Стоит отказаться от покупки лопат с пластиковыми совками! Они слабые, не могут нормально прорезать снежный наст, и поэтому часто гнуться, ну а потом окончательно ломаются. Лопаты с металлическим совком дороже, но тем не менее стоит один раз потратиться на хорошую и удобную лопату. При выборе лопаты обратите внимание на то, как она легко и быстро разбирается. Если же под рукой ничего нет, то копать можно носом или хвостом доски. Естественно, эффективность такого метода слишком низкая.
· Если сноубордов достаточно, то из них можно сложить форму для будущего трамплина, в которую и будет набрасываться снег. У этой формы должно быть три стенки — две боковые и одна дальняя.
· Теперь пришло время насыпать снег внутрь получившейся формы. По ширине насыпайте снега в два раза больше, чем ширина формы. Это нужно для того, чтобы верхняя плоскость трамплина была уже, чем его основание.
· Постоянно укрепляйте снег по бокам трамплина — крепкие стенки не дадут осыпаться трамплину раньше времени.
· Длина разгоной плоскости вместе с длиной плоскости отрыва от трамплина должна быть как минимум в полтора раза больше длины сноуборда.
3) Окончание постройки:
· Укрепите трамплин со всех сторон, чтобы его конструкция стала еще более прочной. Сделать это лучше всего с помощью досок, так как они имеют большую поверхность, чем лопаты, и приминать снег ими гораздо удобнее.
· Теперь выровняйте плоскость и вершину трамплина. Срежьте кантом доски все лишнее так, чтобы трамплин оканчивался гладким и ровным взлетом. Старайтесь срезать лишнее от вершины трамплина к его низу.
· После того, как работа окончена, неплохо было бы насыпать на трамплин немного обычной соли. Это сделает его более твердым и не позволит разрушиться.
· Если есть такая возможность и хватает терпения, то оставте трамплин на денек в покое. За это время он хорошо смерзнется и станет еще крепче и долговечнее.
· Ну а теперь хватайте доску и первым бегите на разгонку!
4) Доводка готового трамплина:
· После первых пробных прыжков станет понятно — правильно построен трамплин или нет. Если грубых ошибок в постройке нет, то с более тонкой доводкой стоит чуть-чуть подождать. После серии первых прыжков разгон укатывается и становится более скоростным. Каждый новый проезд по плоскости трамплина дает ей небольшую усадку и она чуть-чуть приминается.
· Скорее всего, придется подсыпать немного снега в самом начале трамплина там где кончается подъезд и начинается плоскость трамплина.
И теперь самое главное. Если вы построили трамплин характеристики которого намного превышают вашу физическую и техническую подготовку, то либо перестройте трамплин заново под ваши возможности, либо не прыгайте вообще — одной «уборки» бывает достаточно для того, чтобы никогда больше не прыгать ни с каких трамплинов.
Бережнее относитесь к своему здоровью. Красивых прыжков и мягких приземлений!
|