Спорт-БАZАР. Велосипеды, роликовые коньки, лыжи, сноуборды, туризм. Cпортивная барахолка.
 
Новости Базар Статьи
ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
СНОУБОРД
ВЕЛОСИПЕД
РОЛИКИ
ТУРИЗМ
ФИТНЕСС
ИГРЫ
ВОДА
ВОЗДУХ
МОТОРЫ



Rambler's Top100
Rambler's Top100
 


Наши друзья

Весь спектр интернет-услуг
Официальный сайт Федерации сноуборда Сибири
Омский Snowboard Клуб


Горные лыжи и сноуборды в магазинах Триал-Спорт

Популярное материаловедение

www.onboard.ru

Автор: Антон Круглов

Единство формы и содержания в отдельно взятом предмете спортивной экипировки
Вообще-то я сел писать статью о том, как мне нравится мой сноуборд. И даже начал было, но быстро понял, что текст получается до неприличия субъективным. Не то чтобы я сомневался в правильности собственных выводов, нет, просто навязывать свое мнение окружающим вот так, на ровном, как говорится, месте, мне показалось неправильным. Поэтому я решил копнуть поглубже и попытаться разобраться, за счет чего же мне — и не только мне — очень нравятся одни доски и совсем не нравятся другие. Я не о дизайне. То, что его роль огромна, сегодня не ставит под сомнение никто (я то уж точно, дальше расскажу, почему). Давайте попробуем заглянуть под необычайно красивые крышки, и понять, чем хороша та или иная конструкция. По ходу дела я смогу и свою доску похвалить, а чтобы компенсировать в какой-то мере собственный субъективизм, привлеку в соавторы творческий коллектив Большой Советской (ну уж извините) Энциклопедии. Этих людей почему-то принято считать абсолютно объективными, не так ли?
Итак, что же там внутри? У человека непосвященного обычно сам собой напрашивается ответ: фанера. Этот как раз тот случай, когда форма навязчиво высказывает свои пожелания относительно содержания. Когда молодые ребята по имени Джейк, Том и иже с ними только начинали свой путь к вершинам финансового благополучия брэндов Burton и Sims, они тоже заключали договора на поставку фанеры для производства первых на этой планете сноубордов. Используется этот материал и сегодня. Прочему-то сложилось мнение, что фанера — это плохо. Даже производители, работающие с этим материалом традиционно, и добивающиеся от него отличной отдачи, например, очень популярный у нас Hot/Hammer, стыдливо именуют его «набором горизонтальных слоев дерева». Странная лингвистическая уловка, ведь ясно, что фанера — это не только туалет на тёщиных сотках, но и, например, детали авиатехники, в том числе силовые элементы. Впрочем, один источник этого заблуждения и, соответственно, один мотив маркетологов можно назвать совершенно определенно. Многочисленные «левые» производители тоже очень полюбили фанеру, причем, очевидно, самые дешевые строительные сорта. Поэтому сломанные пополам доски с характерным фанерным изломом наверняка заполняют ночные кошмары ребят из отделов реализации прайвитов и файрболов. Но это тема другого разговора.
БСЭ, т. 27, стр. 201, к. 589: ФАНЕРА, древесный материал, состоящий из склеенных между собой двух или более листов лущёного шпона… Фанера характеризуется достаточно высокой механич. прочностью в продольном и поперечном направлениях, малой ср. плотностью (по объему), значительно меньшей, чем у природной древесины, анизотропностью.
Фанера — материал, обладающий отличными показателями торсионной (на скручивание) жесткости. Он наиболее стоек к ударным нагрузкам, например, при наезде кромкой доски на кирпич. Характеристики упругости фанеры отлично оптимизируются — не даром ни один другой материал так и не смог конкурировать с ней в производстве скейтовых дек. Еще одно неоспоримое преимущество этого материала — отличная повторяемость характеристик и, соответственно, его высочайшая технологичность (следствие поименованной в статье БСЭ низкой анизотропности). А это в масштабах массового производства дорогого стоит. Доски из фанеры очень стабильны, а при ламинировании вибропоглощающими материалами вообще превращаются в неколебимые снаряды, рассекающие неровности снежного покрова, как линкор океанские волны. Сравнение с линкором не случайно, ведь главный недостаток таких досок, заставивший подавляющее большинство производителей все-таки отойти от использования столь удобного материала — значительный вес. Фанера — слишком тяжелый материал для современного сноуборда. И в то время, когда немногие упорные технологи продолжают изобретать способы облегчения этой конструкции, основная масса производителей предпочитает работать с деревом.
БСЭ, т. 8, стр. 483, к. 1436: ДРЕВЕСИНА, сложная ткань древесных и травянистых растений… Механические свойства Д. наиболее высоки при действии нагрузок вдоль волокон; в плоскости поперек волокон они резко снижаются… Прочность при длительных нагрузках снижается. Д. имеет высокие значения коэффициента качества (отношение предела прочности к плотности), хорошо сопротивляется ударным и вибрац. нагрузкам… размеры и форма деталей изменяются при колебаниях влажности.
Конструкция сердечника деревянного сноуборда проста, как… стандартная наборная деревянная панель, изобретенная в незапамятные времена и с тех самых пор применявшаяся в производстве чего угодно: мебели, кузовов карет и авто, дверных филенок и стеновых панелей. Для нас интереснее тот факт, что набор (то есть склеенный специальными адгезивами пакет) из тонких брусочков дерева давным-давно стал отработанным стандартом конструкции горных лыж. Добиться от сноуборда с деревянным сердечником приемлемых характеристик — задача, давно решенная множеством серьезных производителей. А меньший, чем у фанеры, удельный вес многих сортов дерева облегчает (во всех смыслах) работу. Чем же не угодил производителям этот материал, почему многие продолжают поиски альтернативы? Кроме тех, что перечислены авторами БСЭ, можно назвать как минимум еще два серьезных недостатка: во-первых, легкие и прочные сорта дерева дороги, а для реализации преимущества над фанерой и дальнейшего роста показателей требуются именно они; во-вторых, с повторяемостью характеристик тоже сложно. Но главное все-таки не это. Проблема в том, что идеального набора параметров, которые позволили бы создать полностью отвечающий запросам самого требовательного потребителя сноуборд, у дерева, как и у фанеры, нет.
И здесь на сцену выходят искусственные материалы. Давайте сразу разберемся с досками, заполненными вспененным полиуретаном. Главным экспортером этой технологии стали, по всей видимости, подразделения все той же спортиндустрии, занимавшиеся — и успешно занимающиеся до сих пор — производством различных водоплавающих дивайсов, от яхт до водных лыж. Но механический перенос технологии ничего, кроме колоссального удешевления производства, не дал. Пенные доски стоили копейки и отлично поглощали вибрации. На этом список их положительных качеств заканчивается. Ни упругость, ни прочность, ни долговечность этих сноубордов не лезла ни в какие ворота. Я пишу о них в прошедшем времени, хотя многие весьма уважаемые производители продолжают штамповать эти технические недоразумения, правда в детских ростовках, прикрываясь тем соображением, что детям как раз и понадобится только поглощение ненужных колебаний. Мой опыт постановки на доску шестилетнего сына показывает совершенно обратное: тормозов у малышей гораздо меньше, чем у взрослых, поэтому маленькая доска уже в первый сезон наверняка побывает в переделках, ее будут сгибать пополам в неуклюжих падениях и испытывать на подвернувшихся трамплинчиках. Думаю, производители лукавят, держась за наиболее дешевую технологию. Или за запасы полиуретана на складе.
Единственная заслуга досок «пенной» эпохи заключается в том, что именно на них технологи и химики смогли отработать требуемые параметры искусственных материалов. В результате они пришли к тому, что для создания действительно качественного сноуборда уже недостаточно свойств простейших пластмасс. С этого момента началась история современных сноубордов — история досок из композитов.
БСЭ, т. 12, стр. 591, к. 1761: КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, представляют собой металлич. или неметаллич. матрицы (основы) с заданным распределением в них упрочнителей (волокон, дисперсных частиц и т.д.); при этом эффективно используются индивидуальные свойства составляющих композиции.
Да-да, и здесь матрица — дядя волшебник, забери меня отсюда! (Хакер Нео принимал участие в написании статьи с разрешения Village Roadshow Films BVI Limited).
Сами композиты (в современном понимании этого слова) известны достаточно давно, бум этих материалов пришелся на конец шестидесятых. Но потребовались десятилетия, чтобы они стали неотъемлемой частью начинки сноуборда. Именно частью, потому что сами по себе композиты — вовсе не идеал. Подавляющее большинство производителей продолжает применять их лишь в дополнительных конструктивных слоях сноубордов для модификации свойств классических сердечников. Компания Rossignol пошла намного дальше. Ее инженеры разработали самый совершенный, на мой взгляд, сердечник сноуборда — Triple Hybrid Core (THC). Это классический пакет из чередующихся вертикальных реек, но выполненных из совершенно разных по свойствам материалов. Деревянных реек — лишь треть. Они придают доске прочность на изгиб, делают ее характер вполне традиционным. За поглощение колебаний отвечают элементы набора, выполненные из пенополиуретана. Но это уже не та старая пластмасса, что впрыскивалась в пресс-формы, образуя случайную пенную структуру. Листовой полиуретан производится отдельно на специальных установках, технология производства обеспечивает формирование упорядоченной микросотовой структуры. Затем листы распиливаются на рейки и собираются в пакет сердечника доски вместе с деревянными и композитными элементами. Вот мы и добрались до композита.
К сожалению для потребителя, точные данные о подобных разработках держатся в секрете. Что сообщает о третьей составляющей сердечника сам производитель? Название компании, разработавшей и поставляющей всю эту химию: DuPont. Торговое название самого материала: Isocore. Ну и описание: пластиковая структура с введенными для модификации свойств волокнами. Наверное, они тоже читали БСЭ. Ну да ладно, главное, применение непосредственно в структуре сердечника доски этого материала позволяет эффективно программировать ее свойства, задавать сноуборду совершенно определенные характеристики гибкости и отдачи. Это не означает, что конструкторы пренебрегают традиционными путями моделирования параметров доски. Как раз наоборот, новые материалы собраны в отлично отработанную, классическую конструкцию — вертикальный набор, что позволяет применить и ламинирование стеклотканью отдельных пакетов реек для формирования торсионных коробок, и ставшее стандартным для досок высокого класса упрочнение карбоновыми и кевларовыми элементами, и демпфирование канта упругими прокладками. Результат — точнейшая, стабильная и в тоже время невероятно живая доска. Акценты управляемости абсолютно подвластны конструкторам.
Это я проверил на собственной шкуре. В позапрошлом году я не устоял перед дизайном доски Premier (да-да, к вопросу о дизайне), снаряда, предназначенного для полетов с больших трамплинов. Сам я не заезжаю даже на маленькие. Рассуждал так: а-а, внутри у Proline и Premier одно и то же, значит, и доски почти одинаковые, универсальные. Куда там! Весь сезон я провел не в своей тарелке — невероятно жесткий и упругий хвост Премьера приходилось затаптывать со страшной силой, на склоне я не отдыхал, а работал. Все встало на свои места, когда заменил его на Пролайн. Наконец-то я узнал, что такое правильно подобранный классный сноуборд. Я перестал замечать свои усилия. Я перестал замечать неровности трасс. Я почувствовал невероятный, неведомый мне до этого контроль над доской. Траектория задается с точностью до сантиметра. Одинаково хорошо обрабатывается любая поверхность — и могулы, и лед, не говоря уже о гладком следе ратрака и пухляке, катание по которым — просто песня. Отлично работает доска и на приземлениях после ходовых прыжков (на трамплины я по-прежнему не заезжаю, не мое это). Снос хвоста из-за вибрации на неровностях отсутствует начисто. Кажется, достаточно только подумать — и доска уже все выполнила. Ну вот, кажется, написал то, ради чего затеял статью.
Возвращаясь к возможностям конструкторов. На описанной технологической базе Rossignol выпускает совершенно разные по характеру доски:
• фристайловый Premier, идеально работающий на отрыве и приземлении;
• универсальный Proline, о котором я все уже сказал;
• суперстабильный фрирайдный Myth, продолжающий традиции знаменитой доски Levitation;
• и, наконец, несколько промоделей, характеристики каждой из которых настроены под стиль катания прорайдера, давшего доске имя.
Справедливости ради надо заметить, что немалую роль играет и точный выбор формы досок, но ведь ее тоже задает сердечник. Вот что значит правильная его конструкция!
Разумеется, прогресс идет и на уровне более простых и традиционных решений. И кто-то наверняка отдаст предпочтение доскам с начинкой попроще, сэкономив на этом немного денег, что всегда приятно. Но тем, кто готов платить за лучшее, я бы порекомендовал присмотреться к описанным мною сноубордам.
Кстати, конструкторы сноубордов Rossignol вернули должок разработчикам лыж: технология THC оказалась настолько универсальной, что компания начала производство горных лыж с такой же начинкой — это модель Scratch. Горнолыжники хвалят. Вот вам и единство формы и содержания!


Все статьи
Cтатьи этого раздела






купить лыжи  |   купить сноуборд  |  

купить велосипед

  |  

купить роликовые коньки

продать лыжи  |   продать сноуборд  |  

продать велосипед

  |  

продать роликовые коньки




Sportbazar.ru -
спортивная "барахолка"
в интернете №1. Сайт посвящен купле-продаже спортивного снаряжения. Частные объявления размещаются на бесплатной основе. Коммерческие объявления модерируются. Основные темы объявлений - велосипеды, роликовые коньки, сноуборды, горные лыжи...
Новостная лента регулярно информирует о спортивных событиях в России...
В разделе статьи собраны статьи по подбору и обучению по велосипедам, лыжам, конькам и другому спортивному снаряжению.

По вопросам сотрудничества