Не так давно один из ведущих передачи "Доступный экстрим" на радио Maximum Василий Ковалев побывал в Норвегии. Читайте рассказ Василия о горнолыжных курортах этой прекрасной страны.
Признаться честно, по уже сложившейся доброй традиции, свой день рождения я в очередной раз собирался отпраздновать на самых экстремальных соревнованиях в мире "Xtreme Verbier ", ежегодно проходящих в конце марта на склонах одноименного курорта Вербье в Швейцарии. Но судьба внесла коррективы в мои планы - и вот я уже сижу в самолете, совершающим рейс по маршруту: Москва - Копенгаген - Осло.
Туда
Самое главное, как я уже успел убедиться за многие годы путешествий - это компания. И на сей раз она подобралась как по заказу! Скажу честно, за время поездки я ни разу не пожалел, что в соседних со мной креслах расположились Дмитрий Рывкин (главный редактор журнала Onboard), старый друг и товарищ Гошан Степанов; один из самых лучших российских фотографов Андрей Каменев, старый перец Алексей Дергачев; приглашающая сторона в лице очаровательной Анастасии Мариловцевой и другие товарищи, представляющие собой элитарные войска СМИ, обозревающие горнолыжно-сноубордическую тематику.
Как и полагается, дабы не отставать от наших соотечественников, первым пунктом после получения заветного штампа в паспорте было посещение зоны Duty Free в аэропорту Шереметьево-2. Тут стоить отметить один единственный факт: цены на алкоголь в Норвегии, на мой взгляд, просто запредельные: к примеру, бокал пива обойдется в 8 EURO, а 40 грамм виски - от 10 до… Посему, делайте выводы!
За взлет, за посадку и снова за взлет; за посадку и, на сей раз, за снег и за отличную поездку… И вот мы в Осло. Принимающая сторона позаботилась о русских туристах по максимуму, в результате в нашем распоряжении оказался комфортабельный автобус, в котором нам предстояло проехать более 1000 км по популярным гонолыжно-сноубордическим курортам Норвегии и гид-проводник в лице водителя Эрика.
Трюсиль
Впервые я побывал в Норвегии в 2003 году на соревнованиях Arctic Challenge, организованных живой легендой сноуборда Терье Хааконсеном и являвшихся в то время финалом революционно-бунтарского сноубордического тура Ticket To Ride (который на сегодняшний день диктует моду в мире современного фристайл-сноубординга). Но, как гласит истина, время течет и все изменяется! И вот, казалось бы, доселе изученный курорт предстал предо мной совершенно в другом облике. Одним из немаловажных моментов, является тот факт, что история горнолыжного спорта напрямую связана с историей курорта Трюсиль. Только вдумайтесь: в 1861 году здесь появился первый в мире горнолыжный клуб! А в 1930 году уже была проведена первая канатка.
Сегодня, как гласит реклама, Трюсиль является самым крупным горнолыжным курортом в Норвегии. Здесь лучший климат в Европе и самый длинный лыжный сезон – с конца октября по начало мая. И это не слова, представители курорта дают самую надежную в мире гарантию снега - если трассы не готовы к вашему приезду, то вы получите назад деньги, которые заплатили за посещение горнолыжного комплекса Трюсиля. "Cнежная гарантия" распространяется также на ски-пасс, проживание, прокат лыжного снаряжения и обучение в лыжной школе. Если курорт не выполнит свои обещания, то вы можете отказаться от поездки в Трюсиль и вернуть деньги, которые вы заплатили за ее заказ.
Да и вообще Трюсиль можно назвать идеальным европейским курортом для семейного отдыха, тут можно смело предоставит вторую половину и ребенка самим себе и поверьте, с ними ничего не случится. Так как склоны здесь довольно пологие и весьма широкие, что идеально подходит как для обучения, так и для расслабленного катания.
Немного полезной информации:
Расстояние от Осло: 210 км
Сезон: с 14 ноября по 3 мая
Максимальная высота: 1132 метра
Перепад высот: 685 м
Протяженность трасс: 71 км
Количество трасс: 65, из них 11 черных, 16 красных, 17 синих и 21 зеленая
Количество подъемников: 32 c пропускной способностью 35200 чел/час
На протяжении всей поездки наш распорядок дня оставался неизменным: подъем в 8 утра, легкий завтрак и затем встреча с горой. Признаюсь мне было очень сложно оторвать голову от подушки в столь раннее для меня время, учитывая тот факт, что я сова и люблю поспать. Но опять таки как говорится, кто рано встает - тому Бог дает или, как повелось говорить у нас в поездке, "в большой семье do not сlats-clats"! Приходилось жертвовать сном ради встречи с прекрасным, коим являлись норвежские горы.
Первый день встретил нас пронизывающим ветром и затянутым облаками небом, ничем не отличающимся от обыденных серых будней в Москве. Но спустя пару часов погода разгулялась, выглянуло солнышко, и жизнь стала веселей. Обкатав все близлежащие трассы, наша команда поняла, что относительно фрирайда ловить нам в данный момент нечего и приступила к поискам мест для съемок. Тут в очередной раз сработало правило: кто ищет, тот всегда найдет и то что из всего нужно извлекать только позитиФФ. В результате нам удалось найти огромное количество всевозможных заснеженных камней, пеньков и прочих натуральных препятствий.
А вот вторая половина дня началась для нас со знакомства с местным блюдом, название которого переводится на русский язык как "половинка куска хлеба + суп на выбор" (тут стоит заметить, что в большинстве ресторанов и кафе Трюсиля готовы предоставить меню на русском языке). Казалось бы, что тут такого - кусок хлеба и суп на выбор, ан нет! Блюдо действительно является чем то особенным: только представьте себе половинку батона черного хлеба, в котором выедена середина: по форме эта половинка напоминает некий сосуд. Вот именно туда-то и наливается суп, по сути, получается, что вы едите суп из хлебной тарелки!
Варианты проживания в Трюсиле также рассчитаны на любой вкус и благосостояние: тут и коттеджи прямо на слоне горы, где от тебя требуется только встегнуться в снарягу и поехать. А можно остановиться в многочисленных отелях или симпатичных домиках в старинном норвежском стиле в самом городке. Иными словами, все для людей.
Но если вас привлекает не только снег, можно отведать и водных удовольствий: на территории отеля "Radisson SAA Resort Trysil" располагается, пожалуй, самый большой бассейн со всевозможными фонтанами, джакузи и саунами и, что самое главное, с настоящей искусственной волной для серфинга от американской компании "Flo Rider". Как такое возможно? Все очень просто, подобная конструкция представляет собой резервуар 15 на 20 метров, сделанный в виде водной горки, на которую под давлением с приличной скоростью около 50 км/ч подается около 20000 литров воды в день, образующих водяную пленку, на которой и происходит скольжение.
Погода в Норвегии меняется очень быстро, этому способствует северное расположение, близость к морю и, конечно же, ветра, меняющие свое направление с завидным постоянством. Проснувшись утром и обнаружив за окном свежий 10-сантиметровый слой снега, нами было принято решение напоследок обкатать близлежащие к подъемникам хвойные заросли и затем, отобедав, погрузится в автобус, следующий курсом Трюсиль-Гейло. Дело в том, что российское понятие о катании вне трасс кардинально расходится с европейским. В России, крае диких гор, тебе за небольшую плату организуют вылазку в ближайшее ущелье или тот же лес. В Европе дела обстоят принципиально по-другому, там есть правила, которым все следуют. Зачем, спрашивается, лезть в лес, когда вокруг более 60 трасс? C одной стороны, это правильно, но с другой - где еще можно найти свежий снег, когда все трассы укатаны вдоль и поперек? В конце концов, катание по отратраченным пологим трассам становится скучным и вы начинаете посматривать по сторонам: душа просто требует приключений.
Гейло
Мы и не заметили как пролетели 5 часов дороги. И вот очередной check point, или добро пожаловать на курорт Гейло! Он уже более 100 лет является самым популярным лыжным курортом в Норвегии и располагается в национальном парке на плоскогорье Хардангер, которое в свою очередь, является самым большим в Европе.
Первый подъемник появился здесь в 1954 году, а сегодня этот курорт может обслуживать одновременно до 25000 человек в час.
Немного полезной информации:
Расстояние от Осло: 249 км
Максимальная высота: 1178/1933 метра
Перепад высот: 378 м
Протяженность трасс: 34 км
Количество трасс: 39 спусков из них: 10 зеленых, 9 синих, 15 красных, 5 черных
Количество подъемников: 20 подъемников, 6 кресельных, 12 бугельных, в том числе 6 детских
Пропускная способность подъемников: 25 тысяч чел/час
Вечернее катание: 4 освещенных трассы
220 км подготовленной лыжни для беговых лыж
В связи с тем, что курорт Гейло располагает двумя разными склонами для катания, приглашающая сторона скорректировала программу пребывания таким образом, чтобы мы смогли взять от жизни все и по максимуму. Первая половина дня предполагала раскатку идеально отратраченных трасс и лазание по деревьям в специально построенном парке для альпинистов и любителей турпоходов. А вторая половина была отдана под изучение противоположных склонов и развлечению с устрашающим названием тоббоган.
Несмотря на все заверения, что Гейло - это пологий курорт и делать тут абсолютно нечего, в душе все равно закралась надежда на фрирайд. И посему, прокатившись один раз по склонам горы, расположенной с левой стороны от городка, мы с Гошей приняли решение променять ланч и лазание по деревьям на изучение противоположных склонов курорта. Уже по дороге наше внимание привлек хаф-пайп, расположенный на одном из склонов. А затем, поднявшись на канатке на вершину горы Гейлоховда (1080 метров), нашему взору предстал еще один парк cо всевозможными опциями. Хочется надеяться, что когда-нибудь и в России идеальный парк из диковинки превратится в само собой разумеющуюся вещь.
После катания мы приступили к развлекательной части нашей программы под названием катание на тоббогане. Для тех, кто не знает, тоббоган - это пластиковые санки, похожие на картинг и оборудованные рулем и тормозом. Cпециально для этих целей на курорте Гейло построена профессиональная трасса общей протяженностью около 1 км. И вот наша банда снова поднимается на уже полюбившуюся вершину Хэвсдалховда, но на сей раз - на тоббоганах. Первым по правилам начинает спуск гид, за ним устремляются все остальные. Мысль о том, что, приехав в горы, я, уподобившись обычному туристу, буду кататься на каком то там тоббогане, никогда бы раньше не пришла мне в голову! Но вот я уже несусь с горы на подобном снаряде c улыбкой во весь рот да еще со скоростью 30-40 км в час. Признаться, с детства не испытывал ничего подобного – неподдельная детская радость заставила меня не только сесть за руль этого снежного болида, но и выехать с трассы и в прямом смысле этого слова по полной отжечь по снежным полям. Завершая обзор курорта Гейло, мне хотелось бы особо отметить, что на сей раз мы жили на территории комплекса Бардъела, где нам на выбор предложили остановится в стандартных номерах в отеле или в домиках, рассчитанных на 4-х человек (по нашим меркам на все 8-10 человек).
Наш выбор пал, естественно, на совместное проживание, из чего следовали тематические вечеринки в стиле "текила бум" и виски-кола, а также многочасовое рубилово в "мафию".
На следующее утро, как всегда проснувшись по зову будильника, позавтракав на скорую руку и погрузив свой скарб в автобус, наша сплоченная игрой команда заняла свои места "согласно купленным билетам" и отправилась к финальной точке нашего путешествия, являющейся Меккой норвежского фрирайда. Всего лишь 70 км или около полутора часов в пути по горно-холмистому серпантину, и мы у цели.
Хемседал
Второй по величине, но, на мой взгляд, первый по популярности международный курорт Норвегии Хемседал завоевал славу "северного Шамони". Как гласят всевозможные рекламные проспекты, здесь есть все – головокружительные горные пики, снежные поля, лесной фрирайд и идеальные трассы, освещенные почти сутки напролет. Но кое-чего в Хемседале все-таки нет. Очередей!
До сего момента мои представления о Хемседале складывались из сноубордических видеошедевров, в которых был показан самый огромный трамплин в мире с нереальным пролетом. И из рассказов Алексея Дергачева о бесконечных километрах целины c невероятными рельефами. И вот настал так долго ожидаемый всеми момент: наш автобус притормозил у дверей только что отстроенного комплекса "Apningstider", располагающего всем, о чем только можно мечтать: прокатом оборудования, собственным супермаркетом, ресторанами и кафе, а также апартаментами для проживания, напичканными всевозможными каминами и саунами. Самое главное, вся эта красота находится в непосредственной близости от склона - всего лишь 10 метров. Вышел, встегнулся и поехал.
Немного полезной информации:
Расстояние от Осло: 220 км
Сезон: с середины ноября по начало мая
Максимальная высота: Тоттен (1497 м)
Перепад высот: 810 м
Протяженность трасс: 43 км
Количество трасс: 48 спусков, 19 зеленых, 12 синих, 9 красных, 8 черных и 2 могульных трассы
Количество подъемников: 22 подъемника: 6 кресельных (из них 4 – экспресс), 16 бугельных
Пропускная способность подъемников: 28 500 чел/час
Вечернее катание: 8 освещенных трасс
Для катания на беговых лыжах: 130 км подготовленной лыжни и 80 км "дикой" лыжни в горах
Я уже говорил, что погода в Норвегии не поддается никакому прогнозу - вот и на сей раз, несмотря на многообещающие снегопады, Хемседал встретил нас сильным порывистым ветром и снежным настом или фирном на склонах. Забегая вперед, скажу лишь одно: за все два дня, что мы провели в Хемседале, нам не удалось отведать так разрекламированного норвежского пухляка. Но при этом, каждый нашел то, что хотел и в результате наша банда снова получила зачетные фотокарточки в альбом.
Но, как говорится, обо всем по порядку. Первый катательный день прошел под эгидой ознакомления с курортом и поиском мест для съемок. К середине дня распогодилось и появилось солнышко, что как нельзя лучше сказалось на нашем катании и наслаждении жизнью. По итогам дня на карте курорта нами были отмечены два парка, потрясающих качеством постройки фигур и размерами. Немаловажный момент: пользование парками - бесплатное. Один из них рассчитан на любителей, состоит из целой серии трамплинов и перил с фанбоксами и как нельзя лучше подходит для изучения и отработки новых трюков. А вот второй парк заслуживает особого внимания и, на мой взгляд, является самым большим и лучшим из тех, которые мне когда-либо приходилось видеть. Именно поэтому здесь, в Хемседале, постоянно проводятся всевозможные фото-видео сессии. Размер фигур, построенных в этом парке, можно смело отнести к разряду No Comments.
Как обстоят дела с фристайлом, мы более-менее разобрались, но все-таки, основной нашей целью был фрирайд. И, обкатав не одну вершину, мы таки сумели найти место для съемок, защищенное от ветра, расположенное на южной стороне горы и к тому же располагающее всевозможными скалками и карнизами с мягким приземлением.
Сделав по паре пробных прыжков и опробовав приземление, мы спустились вниз. Закрепив изученный материал порцией добротного виски на апрески, мы отправились в номера. Вечер прошел за просмотром сноубордическо-лыжного видео Переполненные мыслями о фрирайде и глубоком нераскатанном снеге, мы отошли ко сну.
Впервые за прошедшие дни мы позволили себе 9-часовой сон и неспешное пробуждение. Легкий завтрак, сборы и подъем на вершину. Все затянуто облаками, но усиливающийся западный ветер по нашим прикидкам обещает расчистить это недоразумение в течение ближайших часов. Так и получилось. Выглянуло солнце, фотографы расчехлили фотокамеры, мы заняли исходные позиции, и работа закипела.
Одно дело кататься, а второе дело – работать: признаюсь, я никогда раньше не был расположен ко всевозможным прыжкам со скал и карнизов, напротив, я люблю кататься по девственным снежным полям и максимально стараюсь исключить хардкор-экстрим из своего катания. На сей раз все было по-другому. Эх, чего только не сделаешь ради красивых фоток, которыми затем можно похвастаться перед друзьями!
Эпилог
Несмотря на то, что нам так и не довелось застать свежий пушистый снег, я могу с уверенностью сказать, что при наличии снега Хемседал является одним из лучших мест в мире для EASY фрирайда. Недаром британская газета "Telegraphe" присудила Хемседалу седьмое место среди десяти лучших курортов для сноубординга в мире. И неспроста большинство звезд современного фристайл-сноуборда ежегодно прилетают сюда в конце апреля - начале мая для того, чтобы достойно закрыть сезон. И самое главное, уж в чем я нисколько не сомневаюсь, это в том, что в ближайшем будущем мы вернемся сюда снова, и вот тогда…
В завершении мне хотелось бы выразить огромную человеческую благодарность и RESPECT всем тем людям, которые принимали участие в данной поездке: Гошану Степанову, Дмитрию Рывкину, Андрею Каменеву, Алексею Дергачеву, Константину Банникову, Ольге Потягаевой, Илье Коноплеву, Станиславу Дьяковсому и Михаилу Деллю, а также Анастасии Мариловцевой, Odd Holde, Ralitsa Bratanova, Sondre Amdahl, Bente Holsing и, конечно же, нашему бессменному басс-драйверу Эрику.
Всю подробную информацию о курортах, а также визах в Норвегию можно найти на сайте www.visitnorway.ru
|