Итак, после двух лет горнолыжного новогоднего опыта в Болгарии (Банско), решили сменить обстановку и съездить… ну, например, в Андорру (Энкамп). Как мне кажется, наше сравнение этих мест будет любопытно таким же, как мы, «среднекатающимся» лыжникам, не грезящим о Куршевеле, желающим просто спокойно недельку-другую более-менее бюджетно покататься за рубежом.
Сразу же оговорюсь, что никоим образом не претендую на категоричность выводов, все нижеследующие рассуждения являются субъективным мнением автора данной публикации и, в некоторой степени, членов его семьи.
Перелет и трансфер. Перелет до Болгарии длится примерно 3 часа, до Барселоны на час дольше. Трансфер на автобусе до курорта и там, и там занимает примерно 3-4 часа. В общем, существенной разницы нет. В любом случае к моменту прибытия в отель вы выжаты как лимон.
Снег. Понятно, что горнолыжный отдых в большой степени зависит от состояния и количества снега. Которое, в свою очередь, малопредсказуемо - особенно в декабре-начале января. Все помнят, какой бесснежный был прошлый год, но вот в Банско мы как раз смогли более-менее нормально покататься, было открыто процентов 70 трасс. В этом году тоже не везде в Европе было хорошо, в Андорре единственный предновогодний снегопад был аж 11 декабря, нападало сантиметров 40 снега, но благодаря морозу и снежным пушкам весь декабрь там поддерживалось более-менее пристойное состояние… примерно тех же 70 процентов трасс. Так что для простоты дальнейшего сравнения примем снежные условия одинаковыми. Тем более что в нашем случае так оно и было.
Трассы. Не знаю для кого как, а для меня этот вопрос при выборе курорта является первостепенным. Так вот, в Банско всего порядка 15-20 трасс (по крайней мере, так было год назад, не думаю, что что-то кардинально может измениться), все запросто обкатывается за день. В Андорре две зоны катания – Грандвалира и Вальнорд, не связанные друг с другом, но расположенные в пределах досягаемости. Теоретически можно день кататься в одной зоне, день в другой (для этой цели даже придумали специальный суперскипасс на обе зоны сразу). Мы катались только в Грандвалире, и за пять дней катания не смогли обкатать все открытые трассы. То есть разнообразие трасс в Андорре на порядок выше, причем трассы самой разной сложности – от учебных до примерно десятка черных (правда, в этом году большинство из этих черных трасс пока закрыто из-за отсутствия снега). Многие черные и красные дублируются синими – не прямо по склону, а как бы в объезд, серпантином, вдоль горы.
Да и сами трассы подготовлены в Андорре получше, многие из них очень широкие (хотя встречаются и узкие – особенно синие объездные). На основных трассах через каждые 50 метров стоят снежные пушки, в общем, все по высшему разряду, хотя бугры во второй половине дня образуются все равно.
Подъемники. Одним из главных мотивов, по которому мы решили изменить в этом году Болгарии, стали безумные очереди на подъемники в Банско. Очередь на гондолу («кабинков лифт») отнимала до полутора часов, да и на горе простоять 15-20 минут можно было запросто. А при взгляде на непрекращающуюся стройку отелей в и вокруг Банско становилось просто дурно от мысли, что же может быть на этот Новый Год. Судя по первым отзывам очевидцев, самые пессимистические прогнозы не оправдались, называются цифры на гондолу «всего» порядка 40 минут, что меня лично очень обрадовало.
Так вот, подойдя 30 декабря к Фуникампу (это главная андоррская гондола, поднимающая, кстати, не к подножию горы, как в Банско, а на самую ее вершину), так вот в 9 часов утра 30 декабря очереди не было вообще! Забегая вперед, скажу, что нигде и никогда в Андорре более 5-7 минут мы на подъемник не стояли, хотя после 1 января небольшие очереди появились. Возможно, отсутствие очередей обусловлено тем, что кресельные подъемники в Андорре зачастую 6-местные (а не 2-3-местные, как в основном в Банско), возможно просто самих подъемников больше (кроме Фуникампа есть еще несколько гондол, а креселок просто не счесть) – скорее всего, и тем, и другим сразу. Но суть в том, что удовольствие от катания в Андорре никоим образом не омрачается нудным и мерзлым стоянием в очередях.
Безопасность. В Болгарии чрезвычайных ситуаций лично с нами не было, хотя некая ленность сотрудников «Юлена», стоящих у подемников, была заметна. Но вот предновогодняя трагедия с российским туристом, врезавшимся в Банско в ратрак, мне кажется, в Андорре малореальна. Бросилось в глаза, что обрывы синих и красных трасс огорожены заборами и сетками. 3го января попали на вершине Пик Блан в буран – тут же откуда ни возьмись выскочил спасатель с ярко-желтым флагом, и стал всех спускать вниз. Да и на подъемниках обслуга, конечно, повежливей. В общем, в Андорре как-то спокойнее.
Сервис в отеле. Останавливались принципиально в недорогих 2-3-х звездочных отелях. Вот тут я затрудняюсь, чему отдать предпочтение… С одной стороны, годами отточенный налаженный европейский сервис в Андорре. С другой стороны – непосредственность и откровенная дружелюбность болгарских братушек, особенно тех, кому за 40. В принципе, нам понравилось везде. Если соблюдать общепринятые нормы поведения, не стучаться со своим уставом в чужой монастырь, знать, что в 2 звездах свежевыжатых соков не бывает – то и там и там все на очень пристойном уровне.
Апре-ски. Пожалуй, единственная позиция, по которой явное преимущество - за Банско. О механах Банско написан не один гигабайт. В Энкампе же делать вечером – ну абсолютно нечего. Наверное, в столице (Андорре-ла-Велле) и Пас-де-ла-Каса повеселее, но по отзывам очевидцев, все равно в Банско оторваться можно покруче. И бюджетнее. В общем, тем, кто едет не только (а возможно, и не столько) кататься, сколько потусоваться – мне кажется, выбор в пользу Банско. У нас, если честно, сил апре ски ни на какое апре-ски, кроме ужина, не оставалось, поэтому для нас этот аспект несущественен.
Лыжники и сноубордисты. Наверное, в связи с относительной дешевизной Болгарии, а также замечательным апре-ски в Банско, сноубордистов там в процентном отношении заметно больше, чем в Андорре. Если в Банско это соотношение примерно равное, то в Андорре сноубордистов вряд ли больше 30 процентов. Зато для них там (в Тартере) построен целый парк с хафпайпом и прочими горками, даже батут натянут для мягкого приземления.
Наши выводы. Еще раз подчеркну, это НАШИ субъективные выводы, никоим образом не претендующие на объективность и универсальность.
Итак.
Если вы ас или любитель фрирайда и хотите отточить свое мастерство, то возможно, ни в Болгарии, ни в Андорре вам не понравится.
Если у вас хватает сил не только на катание, и вы любите потусоваться после лыж, либо если для вас сумма 100-200 евро на человека в неделю существенна, либо если вы совсем чайник и думаете встать на лыжи за границей – то Болгария будет очень хорошим вариантом.
Если ваша цель – просто вдоволь накататься по сине-красным трассам, не потратив при этом огромные деньги, то я бы выбрал Андорру.
Дата поездки: январь 2008
|