Бугры. Их можно любить, а можно ненавидеть. Но Вы конечно же, знаете, что могул отличается от обычного горнолыжного спуска своей изящностью. Став мастером могула, Вы однажды уйдете от маленьких склонов. Внезапно Вы понимаете, что Ваши лыжи ведут Вас, а не наоборот. Друзья смотрят на Вас по-другому, когда Вы c легкой непринужденностью катаетесь по буграм. Самое большое изменение в стиле катания, которое Вы должны делать, когда отъезжаете с подготовленной трассы на бугры: необходимо приспособить положение вашего корпуса и ваши лыжи к постоянно изменяющемуся рельефу. На подготовленных склонах силы в повороте предсказуемы - носки Ваших лыж сопротивляются постоянным силам, поскольку Вы ведете большую дугу по наклонной плоскости и входите в следующий поворот. Но на буграх Вы сталкиваетесь с переменой высот и угла наклона. Каждый бугор представляет собой насыпь, на которой Ваши лыжи скользят и вниз, и вверх, и вокруг. Тоже самое можно сказать и о ложбинах.
Когда Вы ходите по буграм, между изменениями рельефа проходит достаточно мало времени, так что передача напряжения извне (склон, рельеф - прим. Лиса)- достаточно высока. Вы должны держать верхнюю часть тела "текущую" гладко вниз склона, поочередно сгибая и разгибая при этом Ваши ноги. Получите контроль над вашими движениями, и Вы будете контролировать положение Ваших лыж на бугре.
"УДЛИНЕНИЕ" и "УКОРАЧИВАНИЕ"
Ключ к успеху хождения по буграм в том, что Ваши ноги должны получить движение вверх - вниз под Вашим телом подобно насосу. Действие похоже, хотя далеко не так легко, спуску с лестницы. Редко можно встретить человека (хотя и возможно, но это будет всегда видно ;-) который не сгибает ноги при спуске с лестницы, и все же именно так большинство людей ходят по буграм на лыжах. Так почему бы не кататься по буграм, подобно спуску с лестницы? При спуске с лестницы, Вы сгибаете одну ногу, чтобы опуститься на ступень, так как другой ногой Вы достигаете следующей ступени. Вы постоянно "укорачиваете" и "удлиняете" Ваши ноги, чтобы постоянно соприкасаться с "рельефом" лестницы. Делайте то же действие при прохождении бугров, но делайте это обеими ногами вместе, "удлиняя" и "укорачивая" их одновременно. Идея сгибания-разгибания ваших ног состоит в том, чтобы Вы оставались в постоянном контакте со снегом. Когда ваши лыжи находятся на снегу, Вы получаете наибольший контроль над лыжами, что, в конце концов, является целью.
CОСКАЛЬЗЫВАТЬ ИЛИ КАНТОВАТЬСЯ?
Итак, Ваши ноги перемещаются верх и вниз. Но кроме этого Вы должны также поворачивать. И, при поворотах вправо и влево у Вас также есть выбор: соскальзывать или кантоваться? При повороте следует контролировать не только линию поворота, но также и скорость. Представьте себя, едущим на автомобиле в теплый солнечный день. Вы вытаскиваете вашу руку из окна и "разбиваете" воздух при 55 милях в час. Вы можете поставить ладонь ребром к потоку воздуха и просто "разрезать" поток, а можете повернуть ладонь и почувствовать сильное сопротивление ветра. Такой же выбор Вам предоставляется при катании на лыжах по буграм. Соскальзывающие повороты на буграх делают округлую, более гладкую линию. Вы не сможете полностью "врезаться" вашими лыжами в бугры но при малых скоростях у Вас есть достаточно времени, что компенсирует эффективное "врезание" в бугор. Точно так же как Вы поворачиваете Вашу ладонь на какой-то угол при движении в автомобиле, Вы можете поворачивать ступни Ваших ног по отношению к снегу. Просто поворачивайте вашими лодыжками ботинки, чтобы закантовать лыжи и войти в поворот.
Полностью завершенный поворот (не резанный. прим Лиса) весьма легок физически, но некоторые бугры не позволяют такой роскоши. Вы можете оказаться на такой могульной трассе, у которой достаточно мало расстояния между буграми или уклон настолько крут, что Вы понимаете, что двигаться таким способом небезопасно. При катании в таких местах на большой скорости поворот с закантовкой лыжи поможет Вам развернуть лыжи достаточно быстро. Также закантовка позволит Вам замедлить Ваше движение вниз, давая Вам время чтобы продолжить правильную траекторию спуска.
НЕТ ТРАЕКТОРИИ - НЕТ СКОРОСТИ
Вы можете делать правильно все шаги, но если вы не можете вести правильно траекторию дуги, Вы не сможете получить хорошее время. Анализируйте ситуацию при движении ежесекундно.
При движении на автомобиле Вы постоянно смотрите вокруг, чтобы оценить ситуацию на дороге при движении. Иногда Вы срезаете углы, чтобы спрямлять траекторию поворота или замедляетесь - для того, чтобы войти в поворот и выйти из него в наиболее удобном для Вас месте. Вы постоянно смотрите вперед для того, чтобы определить, где сделать следующий поворот.. То же самое Вы должны делать, катаясь по буграм. Ищите места для соскальзывания и кантования Ваших лыж, по вершинам бугров, чтобы ходить короткими дугами, и по ложбинам - длинными. Также объезжайте препятствия, которые попадаются на пути (другие люди или камни и деревья, или бугры неправильной формы). Точно так же как у Вас есть выбор соскальзывать или кантоваться, также Вы можете выбирать свою траекторию движения, так как Вы двигаетесь вниз холма. Знание и использование различных приемов для хождения по буграм, дает вам возможность выбора. И это хорошо, потому что Вы нуждаетесь в полном арсенале "уловок", необходимых на могульной трассе. Любой склон могула состоит из бугров разных форм и размеров и Вам необходима различная тактика практически на каждом отрезке. Выбирайте стиль, основываясь на своих ощущениях и на погодных условиях (состояние снега, etc...) в течение дня. И всегда, всегда, будьте готовы импровизировать. Могул требует постоянной адаптации к склону. Но это как раз именно то, что делает их особенно привлекательными. Могульный склон - не препятствие на пути - это место для новых поворотов.
|