Или что нужно сделать с лыжами после покупки и что будет, если этого не сделать.
Вне зависимости от того, новые лыжи или нет, после приобретения их необходимо заточить. Точнее, заточить необходимо канты лыж. Зачем нужно точить канты? Чтобы лыжам было чем цепляться за склон – это основное, для чего канты и предназначены. Нож режет, если он острый. Канты впиваются в жесткий снег тоже, только если они острые. Круглые канты – все равно, что тупой нож. Тупые канты просто соскользнут, причем сделают это в самый неподходящий момент. Таким образом, острые канты – это вопрос не «крутизны» лыжника, а безопасности. Что-то вроде защиты у сноубордиста, шлема у фрирайдера, лавинного датчика у тех, кто катается вне трасс в лавиноопасных местах.
Даже в том случае, если производитель – а такие есть – затачивает канты лыж перед отправкой, то по дороге есть и распаковка, и руки грузчиков, продавцов, покупателей, падения… На кантах могут появиться зазубрины, ржавчина, да и просто тупые участки. Так что в любом случае, точить их нужно. Да и в отношении производителей не заблуждайтесь: далеко не все из них точат лыжи перед отправкой в магазин. Не верите, что лыжи в магазинах продаются тупые? Зря. Как-то раз были куплены лыжи (детские) в одном из крупных магазинов, и после приобретения пришлось их точить (это делалось вручную) в течении нескольких часов, настолько они были тупыми…
Острый кант на ощупь кажется мягким и шелковистым. Именно так, поскольку палец скользит вдоль канта легко, не встречая ссадин. Помимо этого, можно проверить остроту канта по всей длине «на ноготь» - если легко поскоблить острым кантом ноготь, на канте остается небольшой завиток стружки. Как только канты становятся тупыми – кант скользит по ногтю, не оставляя следов, даже при нажатии.
Как точить канты самостоятельно можно прочитать в материале о том, как готовить лыжи к лету, там же вы найдете и адреса мастерских в Москве, где вам и наточат, и смажут лыжи. А здесь немного о том, о чем пока не было написано в материалах этого сайта.
Очень невредно заканчивать обработку кантов их полировкой. После работы напильником на кантах остаются очень маленькие заусенцы. Если их оставить, то они будут отламываться от канта, ускоряя его затупление. Для полировки используйте специальные камни: алмазный полировальный камень, а затем керамический полировальный брусок или абразивный полирующий брусок. Подробнее о таких полировальных камнях – или на сайте www.swix.ru, или в каталоге. На ощупь канты становятся как будто маслянистые, без единой зазубринки, палец скользит вдоль канта, не встречая ни малейшей зацепки.
Вот теперь канты острые. Можно подумать о защите скользящей поверхности. Пластик скользящей поверхности окисляется на воздухе, и многие производители лыж защищают его даже на время транспортировки при помощи специального мягкого парафина. Пока лыжи упаковывают, перевозят, перегружают, сверлят, устанавливают крепления, затачивают… этот парафин, как губка, вбирает в себя грязь, пыль и металлическую стружку. Соответственно, необходимо очистить скользящую поверхность от парафина вместе с грязью, то есть, помыть. Кончено, можно и не мыть. Что будет? Во-первых, вся эта грязь, подобно наждачной бумаге, будет царапать скользящую поверхность при катании. Во-вторых, этот парафин работает намного хуже специализированного, предназначенного для улучшения скольжения. Так что если хочется, чтобы лыжи послужили как можно лучше, да и подольше – смывать транспортный парафин необходимо. Для этой цели используются специальные смывки, которые производители называют base cleaner. А в их отсутствие – каким-нибудь растворителем, хотя это и не самый лучший выход – кто его знает, как к этим растворителям отнесутся клей, которым склеена лыжа, или декоративная отделка. Ну а после того, как скользящая поверхность очищена, ее нужно смазать. Хотя бы раз в сезон лыжи нужно смазать «горячим способом» – при помощи утюга. Очищенная и разогретая скользящая поверхность впитывает смазку, которая не только резко улучшает скольжение, но и предохраняет материал «скользячки» от того, чтобы он окислился и стал хрупким. Если скользящую поверхность не защитить, мелкие камешки и песочек, встречающиеся на трассах, выведут ее из строя намного быстрее, и придется обращаться в мастерскую. Как «пропарафинить» лыжи самому, да еще и подешевле? Легко!
Для этого необходимо две вещи: утюг и парафиновая смазка. Самый дешевый вариант смазки – обычная свечка. Можно еще зайти в аптеку и купить медицинский парафин – очень даже ничего получится результат, во всяком случае, при температурах выше минус 15 градусов. Еще более дорогой вариант – посетить спортивный магазин и приобрести специализированные парафины скольжения (один из ведущих производителей – вы помните, www.swix.ru), диапазон цен на которые очень широк – в зависимости от дороговизны присадок-наполнителей: молибденовые, фтористые… Наиболее простой выход – спросить у продавца универсальную смазку с широким температурным диапазоном – к примеру, от минус 3 до минус 20 или от плюс 10 до минус 10. Если не участвуете в соревнованиях – то можно самую дешевую, без дорогостоящих присадок, улучшающих скольжение.
Думаю, что в каждой семье найдется старый утюг без тефлона на подошве. То есть новый, с тефлоном - тоже можно, но женщины могут быть недовольны. Потом. Когда утюг будут использовать по прямому назначению. Утюг должен быть с регулятором температуры, который нужно установить на отметку капрон, то есть в районе минимальной поддерживаемой температуры. Затем кухонный стол для обеспечения сохранности скатерти или клеенки застилается старыми газетами, на них кладется лыжа скользящей поверхностью вверх и, расплавляя смазку об утюг, капаешь расплавленной смазкой на скользячку – образуется цепочка капель парафина, с шагом сантиметров пять. Признак правильной температуры утюга – парафин медленно плавится, но не дымит и уж тем более не потрескивает. После этого утюгом гладится скользящая поверхность с такой скоростью, чтобы парафин расплавился и полностью покрыл ее всю, но в то же время необходимо избежать перегрева.
Излишки парафина нужно соскоблить. Скребок – пластмассовая пластина с достаточно острым ровным краем: линейка из жесткой пластмассы, коробка от кассеты или CD. Хотя можно пользоваться и специальным пластиковым скребком, который также продается в тех же магазинах, что и смазка. Соскабливается весь парафин, без остатка. Ну а после всех испытаний разотрите оставшийся на скользящей поверхности лыжи слой смазки при помощи пробки – можно в ближайшем спортивном магазине купить самую обычную, можно в винном что-нибудь с пробкой натуральной, можно опять в каталог swix заглянуть и выбрать там растирку. Результат – скользящая поверхность будет глянцевая, словно зеркало.
Нужно ли парафинить лыжи во время использования в течение сезона и как часто? К примеру, в прокатах на курортах Европы лыжи смазывают после того, как клиент вернет их, как правило, после недельного катания. Отчасти благодаря этому лыжи и живут там по несколько сезонов, проводя на снегу по три –четыре месяца ежегодно. А свои лыжи смазывайте, как только на скользящей поверхности появится некий седой налет – верный индикатор того, что в этом месте скользящая поверхность уже не защищена слоем парафиновой смазки. Кстати, смазывать лыжи можно и прямо на склоне, безо всяких утюгов: есть варианты пастообразных смазок, жидких смазок в баллончиках с мягкой растиркой под крышкой, да и удобные упаковки универсальных смазок с растиркой в общей упаковке тоже можно приобрести в магазинах. Снова отсылаю интересующихся к каталогу.
Если всяческие процедуры самостоятельно делать лень, а о лыжах позаботиться хочется, можно отвезти их в одну из специализированных мастерских – адреса Московских мастерских можно найти в разделе «справочная» этого сайта. Попросите мастера заточить, если на скользящей поверхности появились глубокие царапины – залить и отшлифовать, а затем смазать ваши лыжи.
Конечно, не нужно бежать в мастерскую после каждого катания, даже если на скользящей поверхности появилось несколько царапин. Дело в том, что если каждый раз просить мастера вывести в ноль все дефекты шлифовкой, то можно и за один раз сточить всю скользящую поверхность полностью. Я обычно шлифую лыжи на станке в мастерской один раз в год, в конце сезона, если появились глубокие царапины, которые нельзя заплавить в домашних условиях. А в течение сезона просто слегка подправляю канты ручным инструментом, в основном снимаю алмазным камешком заусенцы, а после этого - напильником - и заваленную кромку, без стачивания значительного слоя канта.
|