Обучение человеческих детенышей в возрасте до 7 лет катанию на горных лыжах – не просто обучение в буквальном смысле слова. Это не только и не столько обучение их технике спусков и отработка каких-либо навыков, а в такой-же, если не в большей степени - попытка привить им любовь к горным лыжам, горам, снегу, солнцу, ветру, холоду – короче, всем тем факторам, из-за которых мы сами любим горные лыжи.
Безусловно, на первоначальном этапе для детей крайне важно освоение таких базовых технических элементов как плуг для остановки и параллельные лыжи для движения. Эти элементы, соответственно, должны быть объяснены при помощи наиболее ярких, доступных ребенку образов. На западе инструкторы используют знакомые каждому маленькому лыжнику образные сравнения, такие как «кусок пиццы» и картошка – «соломка» из МакДональдса. У нас имеет смысл выбрать какие-то более близкие детенышу ассоциации. Конечно, если он был в «макаке» и в пиццерии, выдумывать не нужно. В противном случае – включайте фантазию: может быть, нужно вспомнить бабушкин пирог, торт на день рождения или что-то ещё. Но, какие бы аналоги не пришлось придумывать для плуга и параллельных лыж, на первоначальном этапе гораздо важнее другое: привить ему любовь к лыжам - чтобы он еще и еще раз вернулся на склон, и как минимум – не мешал своим родителям кататься, а в идеальном случае – сам вытаскивал папу с мамой из дома по выходным на гору – ведь иногда родителям и самим бывает «влом» куда-то ехать…
Итак, два направления действия: научить кататься и привить любовь к лыжам. И если с первым – обучением – есть хоть какая-то ясность, то со вторым все обстоит гораздо сложнее, несмотря на кажущуюся простоту.
Да, звучит весьма просто. Но внезапно, без какой-либо видимой причины, палки, жесткие ботинки и замерзшие пальцы, не говоря уже об очередном падении или необходимости сделать три шага в сторону, могут привести к тому, что совершеннейший ангелочек в любой другой ситуации оказывается сущим дьяволом. Маленький Димочка (или Вовочка) решает вдруг, что его больше не интересует такой вид деятельности, как выслушивание советов и совершение каких-то движений ногами или напряжение конкретных групп мышц для того, чтобы принять требуемое положение на склоне. Заодно он решил, что выслушивать ваши рекомендации, инструкции, обещания, угрозы (не дай бог!!!), похвалы, лесть и подбадривания он тоже не хочет. А основной вид деятельности отныне – громкий огорченный крик, в крайнем случае – тихий плач…
Что теперь делать? Три маленьких совета:
Во-первых - чтобы избежать испорченного настроения у детеныша и у вас, при первой возможности наймите инструктора. Не надо ожидать от вашего ребенка потрясающих успехов в первый-же час (или месяц) занятий. Дети до 7 лет вообще очень слабо могут целенаправленно обучаться такой сложной и высокоорганизованной деятельности, как спуск с горы на лыжах. И, несмотря на это, инструктор, умеющий общаться с детьми – наиболее оптимальное решение вопроса, так как он создает наиболее плодотворную обстановку для интуитивного восприятия детьми правильных навыков. Нанимающие инструктора родители очень хорошо понимают: они платят за свою свободу, за возможность провести час, полдня или даже целый день без заботы о своем ребенке. Ведь иногда так хочется забыть о том, что вы – родители, и оттянуться в свое удовольствие. Так, может быть, именно заснеженный склон и является тем местом, где нужно расслабиться и доверить свое любимое чадо еще кому-то? Если вы вдобавок не слишком комфортно себя ощущаете из-за своего собственного неумения кататься на лыжах, то неужели к этому обязательно добавлять огорчение из-за плачущего, замерзшего и неуклюжего детеныша? Помимо этих соображений, есть и еще одно: инструктор заинтересован в том, чтобы детенышу понравилось - в этом случае родители, скорее всего, захотят снова привести своего ребенка именно к этому инструктору. А значит, и заплатить ему еще и еще раз.
Во-вторых - терпение, терпение и еще раз терпение. Когда родители нанимают инструктора - они платят именно за его терпение. Кстати, инструктору это качество требуется использовать значительно меньше, чем им самим. Ведь с чужим человеком дети, как известно, ведут себя менее капризно. Если же родители занимаются обучением своего ребенка самостоятельно, практически не играет никакой роли опыт и умение кататься самих родителей. Гораздо важнее то, насколько терпеливо они выносят все капризы своего ребенка. Да, родители делают это ежедневно. Но именно здесь – на морозе, в жестких непривычных ботинках, с прикрепленными к ногам скользкими лыжами, на горе - в совершенно некомфортном для ребенка мире, родительское терпение должно быть бесконечным.
В-третьих – прекратите катание. Да, как бы это ни было обидно – именно так. Внимательно смотрите за тем, что детеныш делает, интересно ему или нет, не устал-ли, не замерз ли. Возможно, сейчас самое время поиграть в снежки, скатиться с ледяной горки на собственной попе или снегокате, построить снежную крепость или нарыть норы в ближайшем снежном отвале, а может быть, надо прокатиться в кабине подъемника вверх-вниз? Или попить горячего чая с восхитительно пахнущим пирогом? А может быть даже газировки с гамбургером или куриной ногой, зажаренной на гриле? Или просто снять такие тяжелые и жесткие ботинки, и порисовать или почитать, сидя в тепле за столиком уютного кафе? Помните, что ваша цель – влюбить ваше чадо в горные лыжи, постепенно приучить его к волнению и острым ощущениям от спусков, бугров, целины, катания в лесу – тому, что будет и в дальнейшем являться классным приключением, а не пугающей необходимостью. Да, ваши привычные и незыблемые четыре часа после завтрака до обеда или чашки кофе могли являться основой основ вашего зимнего отпуска. Теперь, когда рядом с вами – детеныш - вам крайне желательно осознать, что час или полтора, проведенные на лыжах, а после этого – полчаса в теплом баре в обнимку с кружкой горячего какао и мягчайшей плюшкой или даже – о ужас!! - мороженым, в предвкушении битвы в снежки или копания пещер вызовут улыбку на морде практически любого пятилетнего лыжника.
В конце концов, согласитесь: ведь для вас имеет значение, как именно вы спускаетесь, то есть съезжаете-ли вы по более-менее интересной трассе в мёртвом плуге, согнувшись, держа детеныша между ногами и прислушиваясь к одеревеневшим мышцам бедер или-же по совершенно пологой трассе, но зато – просто сопровождая ваше чадо в его неспешном самостоятельном спуске? Если вы совершите этот спуск для того, чтобы разбудить интерес в вашем чаде, то впереди у вас будет вполне достаточно лет для того, чтобы освоить идеальный поворот и насладиться – вместе с детенышем – потрясающими зимними горами, снегом и скоростью…
|